Звезды могут уходить и "по-тихому"

В 2006 году в галактике NGC 2397 вспыхнула сверхновая звезда. Архивные снимки участка звездного неба с телескопа Хаббла не позволили обнаружить звезду-предшественницу. Ученые постановили, что она, вероятно, была слишком мала даже для самого мощного в мире телескопа. Одной скупой записью в журнале исследований звездного неба стало больше – журнал можно закрывать и класть на полку. Однако группа исследователей Королевского университета г. Белфаст (Соединенное Королевство) решила досконально изучить вопрос о невидимых источниках сверхновых.
Сверхновая в алактике NGC 2397

Результаты исследования привели к неожиданному выводу. В прежние времена астрономы предполагали, что звезды просто обязаны взорваться в конце своего жизненного пути. Ученые исследовали 19 сверхновых с целью найти их предшественниц, однако им удалось обнаружить лишь четыре, причем все они имели массу от 7 до 18 солнечных. А где же более крупные звезды?

Несмотря на то, что звезды с большой массой встречаются гораздо реже малых, астрономы надеялись найти три-четыре звезды с массами от 18 до 30 солнечных. Тот факт, что им не удалось обнаружить предшественниц с массами более 18 солнечных, наводит на мысль, что звезды-средневесы могут умирать либо вовсе без взрыва, либо с очень небольшим количеством выделяемой энергии, которую невозможно зарегистрировать современными телескопами.

По мнению ученых, массивные звезды могут коллабировать в черные дыры, минуя фазу формирования нейтронной звезды. Избыточный материал, который обычно выбрасывается со взрывом, когда нейтронная звезда завершает свое существование, затягивается в черную дыру. В этом случае мы не наблюдаем вспышки на небе. Другие исследования утверждают, что звезды с массой более 30 солнечных все-таки взрываются. Остается непонятным, почему не взрываются средневесы.

Вячеслав Кононов, 3DNews