Под Луганском нашли гигантских насекомых, которым 250 млн лет. Фото

Луганские ученые обнаружили неподалеку от города Стаханова останки насекомых, которым более 250 миллионов лет. Некоторые виды из них мало изучены и могли иметь в прошлом гигантские размеры. Ученые не исключают, что место находок является самым богатым останками насекомых каменноугольного периода на территории бывшего СССР.

Под Луганском нашли гигантских насекомых, которым 250 млн лет. Фото

"Уже сейчас можно сказать, что эта группа насекомых совершенно новая и неизученная для Донбасса, - рассказал доцент кафедры географии факультета естественных наук ЛНУ Николай Удовиченко. - Благодаря этим находкам мы планируем выяснить среду обитания этих видов в древние времена. Для нас важно понять, как насекомые эволюционировали до нашего времени. Известно, что много миллионов лет назад эти насекомые отличались гигантизмом. Например, только размах крыльев стрекозы достигал 70 сантиметров, а многоножки-сколопендры могли достигать чуть ли не двух метров. Такая могла запросто и человеческую ногу откусить!"

По словам исследователей, в Украине до последнего времени никто всерьез не занимался исследованием останков древних насекомых каменноугольного периода. Интересен и тот факт, что нынешняя находка обнаружена практически на поверхности, пишет "Сегодня". Впрочем, искателям древности все же придется серьезно углубляться под землю, так как самые интересные экземпляры останков насекомых могут находиться в наклонных пластах породы, которые уходят на много метров в глубь.

"Только за четыре дня работы мы нашли массу замечательных экземпляров. Например, среди самых интересных находок - отпечаток маленького ракоскорпиона. Известно, что раньше, в начале каменноугольного периода, размер этих членистоногих достигал двух метров. Поэтому этот экземпляр надо детально изучать: то ли это детеныш, то ли другой вид, - рассказывает Николай Удовиченко. - Кстати, похожие остатки насекомых тех времен также находят и в Кузбассе. Однако там находки гораздо беднее".

Точное месторасположение раскопок ученые пока держат в строжайшем секрете. Исследователи опасаются, что "черные археологи" могут не только выкопать все экземпляры, но и испортить большую часть интересных экземпляров. Кстати, данные залежи останков насекомых удалось обнаружить совершенно случайно.

"Киевский палеоботаник в этих местах искал остатки растений. И неожиданно обнаружил отпечаток крылышка насекомого. У нас специалистов в этом направлении в Украине практически нет, и для детального исследования он отправил свою находку в Москву. А после "пилотной" экспедиции вместе с российскими учеными нам удалось выяснилось, что подобных останков тут множество. Правда, особо интересных экземпляров в первый раз нам найти практически не удалось", - вспоминает ученый.

Масштабным исследованием местонахождения остатков древних насекомых ученые планируют заняться в следующем году. Как ожидается, это будет большая сборная палеоэнтомологическая экспедиция совместно с российскими и немецкими коллегами. "Думаю, следующая экспедиция преподнесет нам немало сюрпризов", - предполагает Удовиченко.