Терапевтическое клонирование вылечило мышей от болезни Паркинсона

Интернациональная команда учёных впервые рапортует о том, что с помощью так называемого терапевтического клонирования было вылечено несколько мышей, на которых была смоделирована болезнь Паркинсона.
Один из главных героев открытия Лоренц Стадер () (фото MSKCC).
Один из главных героев открытия Лоренц Стадер (Lorenz Studer) (фото MSKCC).

Строго говоря, болезнь на мыши была действительно лишь смоделирована. Биологи дали подопытным грызунам специальное лекарство, которое убило нейроны, вырабатывающие дофамин (нейромедиатор, осуществляющий передачу электрического импульса с нервной клетки).

Из-за этого у животных появились сложности с передвижениями, как у людей с болезнью Паркинсона (гибнут клетки, контролирующие двигательную активность мышц).

Для того чтобы вылечить мышек, учёные из Мемориального центра лечения рака Слоан-Кеттеринг (Memorial Sloan-Kettering Cancer Center) взяли взрослые клетки из хвостов больных животных и переправили их японскому специалисту по генетике Тэрухико Вакаяме (Teruhiko Wakayama) из Центра биологии развития (RIKEN Center for Developmental Biology) в Кобе.

С помощью современных методов аутогенный дофаминовый нейрон можно создать из клеток хвоста уже взрослой мыши (фото с сайта mskcc.org).

Тэрухико провёл терапевтическое клонирование (или somatic-cell nuclear transfer — SCNT), то есть переместил ядра клеток хвоста в яйцеклетки, из которых были удалены свои собственные ядра.

Затем яйцеклетки выросли в бластоцисты (зародышевые пузыри), из которых учёные американского центра получили эмбриональные стволовые клетки и "дифференцировали" их в клетки нервной системы, которые вырабатывали дофамин.

Эти нейроны внедрили 24 больным мышам, у которых уже через три недели стали появляться первые признаки выздоровления (всего учёные наблюдали мышей в течение 11 недель).

Однако, семи грызунам были трансплантированы клетки с ядрами от доноров, которые были генетически далеки от них. В этих случаях ни одна клетка не прижилась, а у трёх подопытных проявлялись другие проблемы с передачей сигналов в мозге (читайте пресс-релиз MSKCC).

Как пишут авторы работы в своей статье, опубликованной в журнале Nature Medicine, 187 линий стволовых клеток были получены из 5099 яйцеклеток, то есть эффективность метода составила лишь 4%.

Сейчас главная задача учёных не допустить дифференциацию уже пересаженных клеток, которая, судя по всему, имела место у некоторых животных.

Как всегда биологи оговариваются, что до лечения человека от этой болезни тем же способом ещё очень далеко (хотя бы потому, что количество яйцеклеток у нас весьма ограничено). Но, несмотря ни на что, это достижение значительно, и учёные собираются продолжать исследования в этой области.

По-прежнему продолжаются эксперименты с другими методами лечения (например, с помощью индуцированных плюрипотентных стволовых клеток), которые также могут показать не плохие результаты.

Возможно, именно такая биологическая "гонка вооружений" приведёт к оптимальному методу лечения болезни Паркинсона.