Микролинзирование поможет находить землеподобные миры

Группа новозеландских и японских астрономов под руководством Филипа Йока (Philip Yock) из Оклендского университета (Новая Зеландия) представила новую методику поиска экзопланет околоземных размеров при помощи гравитационного микролинзирования — усиления излучения от далёкого объекта, происходящего, если между ним и наблюдателем находится другое массивное тело.

Пока планеты, размеры которых близки к Земле, удаётся находить лишь традиционными методами. А значит, тело с параметрами Марса вокруг звезды массы Солнца обнаружить нельзя. (Иллюстрация Lunar and Planetary Institute.)

Практическое значение новой техники может быть, без преувеличения, огромным. Сейчас микролинзирование используется лишь для поиска планет вроде Нептуна; очень редко — для обнаружения тел, что «всего лишь» впятеро тяжелее Земли. Метод полезен тем, что теоретически позволяет, путём анализа возмущений в спектрах родительских звёзд, выявить планеты, которые находятся слишком далеко от своих светил, чтобы их можно было найти традиционным транзитным способом, который требует прохождения планеты между диском звезды и земным наблюдателем.

Разумеется, было бы куда интереснее, если бы так удалось находить землеподобные планеты, желательно не только «суперземли». Вот только сделать этого пока нельзя: необходимы телескопы с очень высокой чувствительностью, а таких пока нет. Но не всё потеряно: согласно расчётам группы г-на Йока, сходного эффекта можно добиться при помощи сети небольших роботизированных телескопов, разбросанных по всему миру и одновременно изучающих спектры одной звезды.

Как отмечают астрономы, такие сети уже строятся, хотя и с другими целями. Речь в первую очередь идёт о Глобальной сети телескопов обсерватории Лас-Кумбрес (Las Cumbres Observatory Global Telescope Network, LCOGT), насчитывающей пока восемь одно- и двухметровых телескопов по всему миру, наблюдения которых можно будет дополнить тремя сходными роботизированными установками других сетей.

Следовательно, отмечают учёные, микролинзирование можно будет проверить на эффективность уже в ближайшее время. А это сулит возможность открытия небольших планет, находящихся на значительном удалении от светила, то есть имеющих расстояние до звезды и размеры, сходные (или несколько бóльшие) с земными. Поскольку предполагается, что именно такие условия благоприятны для развития сложной жизни, методика сможет значительно прояснить вопрос о количестве потенциально обитаемых планет во Вселенной. Как отмечает Филип Йок, его группа полагает, что планет земного размера только в нашей Галактике на удалении до двух а. е. от родительской звезды должно быть около 100 млрд.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам Королевского астрономического общества.