Обнаружена рекордно тесная пара звезда — чёрная дыра

Космический рентгеновский телескоп XMM-Newton помог группе учёных под руководством Эрика Куулкерса (Erik Kuulkers) из Центра европейской астрономии в Испании, принадлежащего Европейскому космическому агентству, выявить чёрную дыру звёздных масс, находящуюся в двойной системе с обычной звездой.

Объект MAXI J1659-152 — чёрная дыра втрое тяжелее Солнца. А её звёздный партнер — красный карлик, что впятеро легче и намного тусклее нашего светила. Расстояние между этими объектами ничтожно — всего миллион километров, что равно диаметру Солнца и в десятки раз меньше расстояния от последнего до Меркурия.

Хотя пары звезда — чёрная дыра уже обнаруживались, столь тесной и быстровращающейся наука до сих пор не знала. (Иллюстрация INAF.)

Естественно, в силу столь тесного соседства ЧД «поедает» материю соседней звезды. А в процессе происходят колебания, указывающие на период обращения двух тел вокруг общего центра масс. Как оказалось, такое вращение занимает у них всего 2,4 часа — весьма небольшое время для преодоления миллионов километров.

Предыдущий рекордсмен по скорости вращения — парный объект ЧД — звезда Swift J1753.5–0127 — тратил на это 3,2 часа.

Следовательно, скорость вращения звезды у MAXI J1659-152 чрезвычайно велика — около двух миллионов километров в час (более 550 км/с), что также рекорд для систем ЧД — звезда. Скорость ЧД куда меньше — около 42 км/с, что, тем не менее, выше расторопности наших космических кораблей. «Звезда-компаньон вращается вокруг общего центра масс с головокружительной скоростью, примерно в 20 раз быстрее, чем Земля вокруг Солнца», — комментирует необычную ситуацию Эрик Куулкерс.

Кроме того, оба тела лежат значительно выше плоскости галактического диска, фактически уже вне его, что весьма необычно и свойственно лишь двум двойным системам с участием чёрной дыры. Как полагают учёные, своё положение система получила из-за мощного импульса, который ей придало формирование чёрной дыры, носившее, по всей видимости, очень бурный характер. Возможно, такая ситуация характерна для целого класса систем чёрных дыр, полагают авторы работы.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Astronomy & Astrophysics, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам Европейского космического агентства.