Австралийский эвкалипт защитился от насекомых генетической мозаичностью

Учёные из Австралийского национального университета разгадали загадку, которую больше двадцати лет назад им задал эвкалипт мёдопахнущий. В 1990 году в Новом Южном Уэльсе обнаружили эвкалиптовое дерево, почти полностью объеденное насекомыми, — и лишь одна ветвь оставалась нетронутой.

У эвкалиптов есть оружие от вредителей: в их листьях содержится целый коктейль из пахучих монотерпенов, сесквитерпенов и формилированных флороглюциновых производных. Но, как оказалось, пропорция между компонентами пахучей смеси в загадочном дереве различается у разных веток и у разных листьев. По словам Аманды Падован, которая вместе с коллегами опубликовала статью о странном эвкалипте в BMC Plant Biology, у 75-летнего дерева была генетическая мозаичность. То есть в разных его частях на производство работающей смеси работали разные гены.

Эвкалипт мёдопахнущий (фото Ace Frawley).

В не понравившихся насекомым листьях эвкалипта некоторых терпенов было меньше, в то время как другие терпены и флороглюцины содержались в листьях в тех же пропорциях, что и на почти объеденных ветвях. И это, разумеется, отражалось на составе и активности генов, управлявших синтезом этих пахучих веществ. Терпены, которых в уцелевших листьях содержалось меньше, очевидно, маскировали неприятный аромат остальных компонентов смеси. Так что, даже если насекомые почти полностью истребляли листья, у дерева всё равно оставались ресурсы для продолжения фотосинтеза, роста и размножения.

Любопытно, что похожие предпочтения проявили и коалы: эти млекопитающие отвергали те же самые листья, чей вариант терпенового коктейля так не понравился насекомым. Хотя пока это единственный пример того, как генетический мозаицизм послужил растению защитой, авторы работы не сомневаются, что и другие эвкалипты — и не только они — могут использовать такой способ, чтобы ограничить аппетиты вредителей и выжить во время вспышек численности насекомых.

Подготовлено по материалам ABC Science.

Кирилл Стасевич, Компьюлента