Половое созревание стимулирует образование новых нервных клеток

Нейрогенез в зрелом мозгу был открыт не так давно, а до этого считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. А теперь вдруг оказалось, что новые нейроны могут формироваться и у взрослых тоже (как у животных, так и у людей). Правда, происходит это не слишком быстро и всего в двух областях мозга — в обонятельном тракте и гиппокампе, отвечающем за память.

Но, как выясняется, этими двумя зонами история со «взрослым» нейрогенезом не ограничивается. Исследователи из Университета штата Мичиган (США) показали, что добавление новых клеток происходит и в миндалевидном теле (амигдале) — области мозга, которая отвечает за эмоции, в том числе за те, что сопряжены с социальными контактами.

У животных амигдала считывает сигналы, полученные с феромонами; у людей от амигдалы зависит оценка выражений лиц и языка тела других. Правильной работой миндалевидного тела определятся, к примеру, брачное поведение: сумеет ли особь безошибочно расценить намерения потенциального партнёра и сможет ли правильно на них ответить. А потому логично было бы предположить, что во время полового созревания амигдала испытывает особенную нагрузку: ведь на животное (да и на человека) вдруг сваливается много информации из сексуально-социальной сферы.

Сексуально-романтические коллизии, возникающие в период полового созревания, вызывают появление новых нейронов в мозге. (Фото Sven Hagolani.)

Чтобы проверить, не усиливается ли нейрогенез в этот период в амигдале, Маргарет Мор и Шерил Силк вводили юным самцам хомяков специальный маркер, который связывался с новорождёнными нервными клетками. Когда самцы становились половозрелыми, им разрешали общаться с самками. И, как пишут исследователи в журнале PNAS, романтические рандеву заметным образом сказывались на состоянии миндалевидного тела: в нём и в связанных с ним структурах появлялись новые нейроны. Причём новых клеток возникало тем больше, чем в более сложной среде происходило половое созревание животных: например, крупное жилище, колесо для бега, материал для постройки гнезда заметно обогащали амигдалу свежими клетками.

Учёные уже наблюдали появление новых клеток в миндалевидном теле, но не знали, остаются ли они в мозгу после завершения полового созревания. Однако теперь, по словам исследователей, стало ясно, что новообразованные клетки остаются на долгое время, поскольку после своего появления они встраиваются в нейронные сети, обслуживающие усложнившиеся социальные взаимодействия между особями. (Стоит, наверное, подчеркнуть, что число нейронов повышает не секс сам по себе, а именно социальные взаимодействия, которые ему предшествуют и которые его сопровождают.)

У человека миндалевидное тело выполняет похожую работу, поэтому есть все основания полагать, что и у нас в период полового созревания число нейронов в этой зоне увеличивается. Тем более что сфера сексуально-социальных взаимоотношений у человека — даже в подростковом возрасте — неизмеримо сложнее, чем у хомяков.

Подготовлено по материалам Университета штата Мичиган.

Кирилл Стасевич, Компьюлента