Падающие тли приземляются на лапы

Два года назад исследователи из Хайфского института (Израиль) обнаружили у тлей интересную уловку: когда эти невзрачные насекомые чувствовали дыхание травоядного животного, они падали с растения, чтобы их не съели заодно. Спустя какое-то время учёные заметили, что во время падения тли всегда летят брюхом вниз.

Не поверив своим глазам, исследователи положили под растение с насекомыми картон, покрытый липучей краской. В результате почти у всех тлей красным было запачкано именно брюшко, а не спина.

Падающие тли всегда приземляются на лапы. (Фото David Scharf.)

Тут можно вспомнить кошек, которые тоже приземляются на лапы, однако это сравнение не совсем корректно. Кошки во время падения совершают некоторые действия, чтобы развернуться в правильную позу, тли же абсолютно пассивны.

Чтобы разгадать загадку тлей, исследователи обратились к помощи биомехаников и специалистов по аэродинамике. Просмотрев сотни записей падающих тлей, учёные заметили, что тли в 96% случаев падают на лапы, причём независимо от того, из какого положения они начали полёт.

После того как для падающих тлей построили специальную математическую модель, оказалось, что им не нужно ничего предпринимать. Сама конструкция их тела, как пишут ученые в журнале Current Biology, помогает им принять нужное положение. Когда тля летит лапами вниз, эта поза с аэродинамической точки зрения для неё наиболее устойчива.

Тли, таким образом, решают задачу, которая возникает при проектировании любого летательного аппарата: необходимо, чтобы воздушные потоки всегда поворачивали корпус в правильное положение. По-видимому, упав на ноги, а не на спину, насекомое имеет больше шансов скрыться с места падения, не привлекая к себе излишнего внимания.

Подготовлено по материалам Phys.Org.