У соседней звезды вскоре могут быть открыты обитаемые планеты

Каменистые планеты земного типа, причём с условиями на поверхности, пригодными для жизни, должны существовать у ближайшей к нам звезды — Альфы Центавра. К такому выводу пришли Хавьера Гедес (Javiera Guedes), Грег Лауфлин (Greg Laughlin) и их коллеги из университета Калифорнии в Санта-Круз (University of California, Santa Cruz).
Альфа Центавра A/B выглядит для глаз одной звездой, но на самом деле это бинарная система, дополненная к тому же третьим солнцем, правда, на небесной сфере визуально удалённым от них (фото MSX/IPAC/NASA).
АльфаЦентавра A/B выглядит для глаз одной звездой, но на самом деле этобинарная система, дополненная к тому же третьим солнцем, правда, нанебесной сфере визуально удалённым от них (фото MSX/IPAC/NASA).

Если американские исследователи правы, ближайшую населённую живыми существами планету (ну или хотя бы ближайшую планету, просто "пригодную для заселения") от Земли отделяют всего 4,36 световых года.

В одной из предыдущих работ астрономов было выполнено моделирование формирования планетной семьи у двух основных звёзд этой тройной системы (α Центавра А и α Центавра B), которые по размеру и массе близки к Солнцу (третий компаньон, заметно удалённый от первых двух, — это красный карлик Проксима Центавра). А в свежем исследовании американцы вновь провели такое тщательное моделирование для Альфа Центавра B.

"Сестра Земли" около Альфы Центавра А (компаньон B — на заднем плане) (иллюстрация с сайта glyphweb.com).

Астрономы поясняют, что компаньоны A и B (обращающиеся вокруг общего центра тяжести на расстоянии примерно в 1,5 миллиарда километров друг от друга) имеют высокую концентрацию тяжёлых элементов, что характерно для солнц, которые родились в окружении пылевых протопланетных дисков.

"Если наше понимание формирования планет земного типа верно, там обязательно должны быть землеподобные планеты — у каждого из членов бинарной пары Альфы Центавра", — заявил Лауфлин. Причём планеты эти в численном эксперименте американцев "конденсировались" как раз в обитаемой зоне — области вокруг звезды, где на поверхности планеты может существовать жидкая вода.

Хотя миры земного типа открыть у других звёзд непросто (подавляющее большинство найденных до сих пор экзопланет — это настоящие гиганты), в случае с α Центавра A и B у астрономов есть все шансы на успех.

Специалисты из университета Калифорнии предлагают использовать тут измерение тончайших колебаний лучевой скорости данной пары звёзд. Пусть колебания эти от обращения "Сестры Земли" составят всего 10 сантиметров в секунду, зато на руку исследователям окажется близость этих звёзд к нам, а у компаньона B — ещё и спокойная атмосфера, что должно способствовать повышению точности измерений.

Чтобы достоверно установить наличие около Альфы Центавра планет земного типа, учёным придётся просеять результаты наблюдений, что займёт несколько лет. Так будет исключено влияние случайных шумов.

Лауфлин и его коллеги намерены и сами приступить к такому регулярному слежению за звездой-соседкой уже в мае нынешнего года. Для этого астрономы воспользуются 1,5-метровым телескопом обсерватории Cerro Tololo Inter-American Observatory в Чили.

Зонд «Хаябуса-2» готов к посадке на астероид РюгуЗонд «Хаябуса-2» готов к посадке на астероид Рюгу