Карликовая планета Макемаке почему-то лишена атмосферы

К атмосферам у планет всегда есть вопросы. У тех, у кого гравитация слабее земной, давление атмосферы может быть почему-то в сотню раз больше (Венера). А если гравитация всемеро меньше, чем на Земле, атмосфера может быть вчетверо плотнее (Титан). Наконец, у тех, небесных тех, где гравитация слабее только втрое, атмосфера, случается, бывает в сто раз разряженнее. Причины? Прекрасно объясняющих всё это гипотез много — увы, слишком много, и почти все они взаимоисключающие.

Примерно так выглядит Солнце с Макемаке. Правда, часть планеты значительно темнее и, возможно, имеет другой химический состав. (Иллюстрация ESO / L. Calçada / Nick Risinger.)

С помощью трёх телескопов Европейской южной обсерватории (все — в Чили) астрономы под руководством Хосе Луиса Ортиса (José Luis Ortiz) из андалусского Института астрофизики (Испания) смогли детально наблюдать поверхность карликовой планеты Макемаке в свете звезды, которую та на короткое время затмила, встав на воображаемую линию между ней и Землёй. Эти наблюдения впервые позволили достоверно выяснить, что у карликовой планеты Макемаке нет атмосферы.

«Когда Макемаке прошла между Землёй и звездой и на время загородила от нас её свет, звезда исчезла из виду, а потом внезапно (а не постепенно) появилась. Это значит, что у этой карликовой планеты нет сколько-нибудь значительной атмосферы, — поясняет Хосе Луис Ортис. — До сих пор считалось, что у Макемаке вполне могла образоваться атмосфера, и тот факт, что никаких её следов не обнаружено, намекает на наши неполные знания о свойствах этих далёких объектов». Всех, конечно, интересует, почему. Собственно, прежде считалось, что этот замёрзший мир, орбита которого лежит во внешних областях Солнечной системы, имеет, как и относительно близкий к нему Плутон, хотя бы и тонкую, но всё же полноценную глобальную атмосферу.

Карликовая планета Макемаке, открытая в 2005 году, размером примерно в две трети диаметра Плутона, но вращается вокруг Солнца по значительно более удалённой орбите — дальше Плутона, но ближе Эриды, самой массивной из известных карликовых планет Солнечной системы (сама Макемаке третья в этом списке). Согласно полученным в этот раз данным, её диаметр составляет от 1 430 ± 9 км до 1 502 ± 45 км. Возможно, верны обе цифры, а форма планеты слегка неправильна, как и у её соседа Хаумеи. При этом альбедо Макемаке относительно близко к Плутону и равно 0,77 ± 0,03. Это примерно соответствует грязному снегу и указывает на сходство химического состава Плутона и Макемаке (у той же Эриды pV значительно выше). Плотность также ожидаемая: не ниже 1,7 ± 0,3 г/см³, хотя и на 15% меньше, чем у Плутона. И всё же максимальное атмосферное давление на поверхности Макемаке не превышает 12 миллиардных земного — почти вакуум.

Это особенно странно, потому что по меньшей мере половина поверхности Макемаке нагрета до примерно 50 К — температуры, довольно высокой для транснептунового объекта без атмосферы, находящегося от Солнца дальше, чем более прохладный Плутон.

Макемаке резко выделяется среди других больших транснептуновых объектов полным отсутствием спутников. (Иллюстрация Wikimedia Commons.)

Как полагают учёные, это может быть вызвано как отсутствием азотного снега — одного из важных источников атмосферных газов у таких объектов, так и тем, что планета имеет огромный наклон оси — вплоть до положения «лёжа на боку». В таком случае, отмечают они, формирование устойчивой атмосферы может быть затруднительным. При этом они ссылаются на более ранее теоретическое исследование, в котором отмечается, что среди прочего активная инсоляция полярных областей способна привести к потере шапками таких планет волатильных веществ, уносимых в космос.

Впрочем, очень может быть, что кое-где на Макемаке атмосфера всё же есть — скажем, в районах с меньшим альбедо, где поверхностные вещества переходят в газообразное состояние. Однако краткость нынешнего звёздного затмения могла помешать наблюдению такого участка. Что ж, придётся подождать до следующего затмения.

Исследование будет представлено в журнале Nature, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам Европейской южной обсерватории.

Александр Березин, Компьюлента