Разработан сенсор раковых клеток и паразитов

В Датском техническом университете продемонстрирован сенсор, представляющий собой электрохимическую платформу, которая состоит из графеновых электродов и пептидных нанотрубок, функционализированных фолиевой кислотой.

Раковые клетки очень нуждаются в фолиевой кислоте, которая важна для их метаболизма. Оттого они обладают пятисоткратно бóльшим числом фолатных рецепторов, чем клетки обычные. Эти рецепторы, подобно антеннам на поверхности клеточных мембран, находятся в постоянном поиске фолиевой кислоты. Попав на описанную выше электрохимическую платформу, раковые клетки начинают активно взаимодействовать с нанотрубками, модифицированными фолиевой кислотой, что приводит к изменению величины тока в системе. Предел обнаружения нового метода для случая раковых клеток равен каким-то 250 клеткам на миллилитр.

Сенсор может быть использован и для обнаружения других типов клеток, активно применяющих фолиевую кислоту; чаще всего это бактериальные возбудители многих тропических болезней.

Схема устройства и работы электрохимического сенсора (иллюстрация RCS).

Авторы подчёркивают, что их биочувствительная платформа может быть легко расширена до создания целого набора сенсоров, которым по плечу работа сразу с несколькими образцами. Иначе говоря, предложенный метод диагностики будет хорош при проведении высокопроизводительного скрининга потенциальных противораковых препаратов, при котором нужно сравнивать их воздействие на жизнеспособность злокачественных клеток. Таким образом, тысячи новых соединений могут быть испытаны в самый короткий срок.

Простота электрохимической платформы-теста делает её легко миниатюризируемой, что позволит создать удобные и недорогие устройства для применения где угодно, включая полевые условия.

Более детальная информация об электрохимическом нанотехнологическом сенсоре приведена в статье, опубликованной в журнале Analyst.

Подготовлено по материалам Chemistry World.