В еде после шести вечера виноваты сбои в жировых биологических часах

Еда в неурочное время (например, пресловутый «ужин после шести вечера») может, как известно, привести к ожирению. Но, похоже, в этом случае и избыточный вес, и желание поесть ночью — это всего лишь следствия «сломанных» биологических часов жировых клеток. Исследователи из Медицинской школы Перельмана при Пенсильванском университете (США) вызывали у мышей ожирение, попросту выключая в их жировых клетках циркадный ген Arntl (или Bmal1).

Нормальная мышь, питающаяся ночью, и ожиревшая мышь с выключенными циркадными генами, питающаяся днём (фото Georgios Paschos / Perelman School of Medicine, University of Pennsylvania).

Наш аппетит меняется в течение суток: обычно мы едим днём, а ночью спим. Нарушения режима — недосыпания, ночная работа, во время которой следует хоть что-то перекусывать, — чреваты появлением избыточного веса. Режим питания зависит от гипоталамуса, поэтому логично было бы предположить, что всему виной неполадки в «биологических часах» мозга.

Однако такие часы есть не только у нервной системы, но и у прочих органов и тканей. Энергетический баланс — отношение потреблённых калорий к израсходованным — определяется в ходе обмена сигналами между мозгом и сердцем, печенью, мышцами и т. д. Жировая ткань, разумеется, не остаётся в стороне: её клетки общаются с гипоталамусом с помощью гормона лептина, подавляющего аппетит. Когда жировые клетки выделяют много лептина, гипоталамус подавляет аппетит и увеличивает расход энергии.

Однако в случае генов суточного ритма лептин оказался ни при чём: эти гены влияют на другие сигнальные вещества, с помощью которых жировая ткань общается с гипоталамусом. Как пишут исследователи в журнале Nature Medicine, выключение в клетках жировой ткани генов суточного ритма меняло содержание Омега-3-ненасыщенных жирных кислот в плазме крови и гипоталамусе. Низкий уровень этих кислот приводил к тому, что мыши начинали есть в неурочное время, то есть днём. Причём у таких животных быстро развивалось ожирение, хотя количество потребляемых калорий оставалось прежним. Если ожиревшим мышам добавляли в пищу те самые жирные кислоты, то у животных восстанавливался нормальный режим питания, а сами они приобретали относительно стройные формы.

Полученные результаты особенно интересны тем, что, как мы видим, биологические часы разных систем и тканей находятся в постоянном диалоге. То есть жировая ткань не просто выполняет указания «верховных часов», располагающихся в нервной системе, а имеет собственное право голоса — и часам гипоталамуса приходится учитывать «предложения из провинции». С медицинской точки зрения мы не только имеем тут объяснение феномена «позднего ужина», но и можем нащупать какие-то пути для лечения ожирения, которое возникло из-за расстройств циркадного ритма жировой ткани, — например, с помощью тех же Омега-3. Однако, пожалуй, не стоит валить всё на неполадки в циркадных ритмах — в том смысле, что если вам захотелось залезть в холодильник ночью, то причиной тому могут быть ваши привычки и слабая воля, а не молекулярно-генетические хитросплетения в жировых клетках.

Подготовлено по материалам Медицинской школы Перельмана при Пенсильванском университете.