На Шпицбергене найдены новые кости морского монстра

Доктор Йорн Харальд Хурум (Jorn Harald Hurum) и его коллеги из музея естествознания университета Осло (Natural History Museum, University of Oslo) обнародовали новые данные о чудовищно-большой морской рептилии, наводившей ужас на обитателей севера 150 миллионов лет назад.
Хотя птерозавры и вырастали в "большие самолёты", новый морской хищник мог проглотить их без проблем. Под водой же от него мало кто мог спастись (иллюстрация Tor Sponga, BT).
Хотяптерозавры и вырастали в "большие самолёты", новый морской хищник могпроглотить их без проблем. Под водой же от него мало кто мог спастись(иллюстрация Tor Sponga, BT).

Об открытии этого плиозавра по имени "Монстр" (The Monster), произошедшем в 2006 году, мы рассказывали. Однако тогда были выкопаны далеко не все кости этого удивительного существа и палеонтологи лишь осторожно предположили, что в длину оно насчитывало "более 8 метров".

Новая экспедиция, проведённая в 2007 году, принесла более впечатляющие результаты: достав и проанализировав больше окаменелостей "Монстра", учёные установили его истинные размеры. От носа до хвоста этот морской хищник насчитывал аж 15 метров.

При этом большая часть костей существа по-прежнему не найдена. А многие — просто были уничтожены природой. Так в месте, где лежал череп "Монстра" проходит маленькая речушка, которая давно смыла большую его часть.

Учёные нашли часть черепа "Монстра", несколько зубов, части шеи и спины, плечевой пояс и почти полный его плавник (фото Jorn Harald Hurum, иллюстрация Tor Sponga, BT).

Тем не менее, и найденные "детали" хищника впечатляют. Только его плавник достигал 3 метров в длину. Каждый его зуб имел размер, как у банана, а "габариты" пасти были достаточны, чтобы он мог взять в неё легковой автомобиль и перекусить пополам, рассказывают исследователи. Автомобилей в морях юрского периода не водилось, а вот прочим их обитателям приходилось несладко.

Палеонтологи сравнивают череп больших плиозавров с черепом крокодила (с поправкой на разные размеры). Так вот у доисторических хищников было втрое – вчетверо больше места для мышц, приводящих в движение челюсти, так что укус их был необычайно силён. Что уж говорить о самом крупном их собрате.

"Мы провели поиск в литературе и теперь уверены, что у нас самый большой плиозавр, — говорит Хурум, — В понедельник мы собрали все кости в нашем подвале, и мы были просто поражены, — мы никогда не видели их все вместе до этого момента". Учёные говорят, что предварительный анализ окаменелостей показывает — перед нами неизвестный ранее вид плиозавра.

Кроме гигантских плиозавров, норвежские палеонтологи "выловили" на Шпицбергене кости длинношеего плезиозавра, изображённого здесь (иллюстрация Tor Sponga, BT).

Вообще же это существо является одним из 40 животных юрского периода, окаменелости которых найдены на архипелаге. Это оказалась самая большая "сокровищница" морских рептилий юрского периода.

Интересно, что во время последней экспедиции учёные нашли кости ещё одного плиозавра того же самого вида, к которому принадлежит "Монстр", причём "новичок", вероятно, был почти столь же велик. Полностью он ещё не раскопан, но учёные из Осло намерены вернуться к нему в конце нынешнего года.

Обнаружена существовавшая в начале времен галактика-монстрОбнаружена существовавшая в начале времен галактика-монстр