У чернобыльцев повышен риск лейкемии

Ведущиеся на протяжении двух десятилетий обследования 110 645 жителей Украины, принимавших участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, показали, что в этой группе значительно повышен риск развития лейкемии. Зарегистрировано 137 случаев, и 16% из них специалисты связывают с облучением.

Это крупнейшее и самое продолжительное исследование ликвидаторов. Важность его очевидна: небольшие дозы радиации получают не только люди, оказавшиеся поблизости от катастрофы, но и шахтёры, сотрудники АЭС, а также мы с вами, регулярно проходя определённые медицинские процедуры.

Фото iStock.

В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года рутинные испытания четвёртого реактора пошли не так, как планировалось. Сочетание человеческой ошибки и неудачной конструкции привело к неконтролируемому нагреву, в результате чего прогремели два взрыва. Реактор разрушился, здание обвалилось, активная зона обнажилась, радиоактивные осадки прошли не только в окрестностях АЭС, но и во многих областях Советского Союза и в Европе. Некоторые сотрудники станции и те, кто разбирал завалы, за несколько часов получили жизненную норму радиации.

Давно известно, что ионизирующее излучение рентгеновского источника или распадающихся радиоактивных элементов может вызывать лейкемию, поскольку оно проникает в костный мозг и повреждает ДНК. Несмотря на понимание этого механизма, вопрос о риске развития лейкемии из-за облучения средними и малыми дозами остаётся дискуссионным.

До сих пор учёные опирались на данные наблюдений за людьми, выжившими во время ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Оценка рисков производилась путём экстраполяций, но этот метод не назовёшь надёжным: японцы пострадали от гамма- и нейтронного излучения, тогда как в томографе мы получаем рентгеновское. К тому же с японцами у нас разная генетика, образ жизни и питание.

Вот и в случае с Чернобылем было зарегистрировано удивительно (по сравнению с жертвами 1945 года) большое число случаев хронического лимфолейкоза. В Японии благодаря генетической защите эта разновидность лейкемии не распространена: там на неё приходится лишь 3% случаев лейкемии, тогда как в США — около трети, а на Украине — 40%.

Кроме того, мониторинг украинцев позволяет заполнить важный пробел: дозы ликвидаторов находятся в промежутке между облучением от частой медицинской диагностики и тем, что человек получает от взрыва атомной бомбы.

Результаты исследования опубликованы в журнале Environmental Health Perspectives.

Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Сан-Франциско.