На Венере открыт исчезающий кислотный туман

Европейский космический аппарат Venus Express помог планетологам обнаружить необычные крупномасштабные перемены в погоде на Венере, которые нельзя заметить в видимом диапазоне волн.
Эта облачность не совсем обычная — её можно увидеть только в ультрафиолете (фото ESA/MPS/DLR/IDA).

Исследователи жаркой планеты, проанализировав ультрафиолетовые снимки Венеры, выполненные Venus Express в прошлом году, обнародовали необычное открытие: в этом вечно закрытом облачностью мире существуют огромные полосы сернокислотного тумана, который периодически появляется и исчезает.

Эти высотные сернокислотные облака, проявляющиеся яркими полосами в ультрафиолетовом диапазоне, открыты в южном полушарии планеты. Интересно, что облака эти то тускнеют, то становятся на треть ярче, то смещаются ближе к экватору, то обратно — ближе к полюсу, то исчезают, то рождаются вновь. А перемены эти происходят с периодом в несколько дней.

Европейские исследователи предполагают, что наблюдаемое явление — это отражение циклических химических и физических процессов, идущих в глубине атмосферы.

Серия снимков южного полушария Венеры в ультрафиолете показывает крупномасштабные перемены в концентрации и расположении сернокислотного тумана. Кадры сделаны Venus Express 23, 24, 27, 28, 30 июля и 4 августа 2007-го (фотографии ESA/MPS/DLR/IDA).

Механизм рождения сернокислотного тумана видится учёным таким: на высотах 70 километров и ниже, глубоко в слоях облачности, атмосфера Венеры содержит немного водяного пара и газообразного диоксида серы.

Иногда некие неизвестные пока динамические процессы поднимают эти вещества намного выше, до того уровня, где они оказываются под воздействием солнечного ультрафиолета. Он разрушает данные молекулы, а полученные части вступают в реакции между собой, создавая серную кислоту. Её мелкие капельки и формируют эти "перья ультрафиолетового тумана".

Один из учёных команды Venus Express Дмитрий Титов из института исследования Солнечной системы Макса Планка (Max-Planck-Institut für Sonnensystemforschung) сравнил этот процесс с превращениями смога над городом.

Динамику и закономерности появления и исчезновения сернокислотного тумана ещё предстоит выяснить. Для этого команда исследователей намерена просмотреть сотни ультрафиолетовых кадров планеты для поиска повторяющихся образцов облачности.

Вместе с тем учёным предстоит раскрыть и другую загадку Венеры: на снимках, показывающих яркие (в ультрафиолете) области, видны и очень тёмные пятна, от некоего соединения (или соединений), хорошо поглощающего ультрафиолетовые лучи. Однако что это за вещество(-а) — пока установить не удалось.