Космический ведьмин котёл к Хеллоуину

Международная группа исследователей опубликовала изображение туманности Вольфа — Райе S380 и его анализ.

На рентгеновском снимке, полученном космическим телескопом XMM-Newton, при желании можно разглядеть зловещий лик, особенно если все ваши мысли сейчас о нём — о Хеллоуине.

Туманность диаметром почти в 60 световых лет находится в пяти тысячах световых лет от Земли в направлении созвездия Большого Пса (намёк на собачью или волчью морду здесь тоже есть). Пузырь образован мощным звёздным ветром HD 50896, розовой звезды близ центра изображения, которая похожа на глаз этой зловещей маски.

Изображение ESA, J. Toala & M. Guerrero (IAA-CSIC), Y.-H. Chu & R. Gruendl (UIUC), S. Arthur (CRyA–UNAM), R. Smith (NOAO/CTIO), S. Snowden (NASA/GSFC), G. Ramos-Larios (IAM).

Туманности Вольфа — Райе состоят из материала, который выбрасывается горячими звёздами одноимённого типа, масса которых обычно превышает 35 солнечных. В данном случае это плазма, нагретая до миллиона градусов и излучающая в рентгеновском диапазоне. На изображении она обозначена голубым.

Дополнительную информацию предоставили наблюдения в видимом свете с помощью наземного телескопа Кёртиса — Шмидта Мичиганского университета (США) Межамериканской обсерватории Серро-Тололо (Чили). Область, где лютый ветер пропахивает окружающий материал, отмечена красным (H?) на щеке «зверя». Зелёное гало — результат столкновения ударной волны, идущей от звезды, со слоями звёздного материала, уже выброшенного в космос.

Благодаря «утечке» рентгеновского излучения слева вверху у «волка» появляется ухо, а морда возникает в нашем воображении из-за более плотной области справа внизу.

«Колдовской час» звезды и её туманности уже не за горами. Пузырь лопнет, а светило вспыхнет сверхновой. Жить быстро, умереть молодым!

Результаты исследования опубликованы в Astrophysical Journal и на сайте arXiv.org.

Подготовлено по материалам Европейского космического агентства.

Дмитрий Целиков, Компьюлента