В Андах нашли магматическое сомбреро

Большинство из нас знакомо с магматическими породами, которые образуются в вулканических условиях, когда лава кристаллизуется при быстром охлаждении. Этот процесс легко вообразить, ещё легче увидеть своими глазами, оказавшись в нужное время в нужном месте (и положите на место уксус и соду, а то мы пожалуемся вашей маме).

Но есть и такие магматические породы, которые образуются глубоко под поверхностью, — например, красивые граниты, столь популярные в качестве кухонных столешниц. Здесь уже не так просто представить себе, как огромные объёмы магмы — интрузии — проходят через земную кору, останавливаются и медленно твердеют, иногда приводя к извержениям вулканов.

Утурунку — вулкан в центре зоны поднятия в Андах (фото Wikimedia Commons).

Геологи и сами не знают, как это происходит. Предложено несколько моделей, описывающих, как магма поднимается к месту назначения, в том числе высказана гипотеза о том, что с вершины магматического бассейна время от времени падают каменные плиты, подкармливая магму.

Но специалистам больше нравятся два других построения. В одном из них магма протискивается сквозь трещины, «надувая» мелкий магматический очаг. Эта модель позволяет объяснить ряд наблюдений, в том числе появление листов магматических пород (они формируются как раз в трещинах) — так называемых дайк. Другая гипотеза фокусируется на сгустках магмы под названием диапиры, которые мы все видели в лавовых лампах.

В последние годы накопилось немало свидетельств магматических интрузий, подтверждающих гипотезу о дайках, тогда как с диапирами было негусто. Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) полагают, что в центральных Андах им удалось «схватить за руку» именно диапир.

Речь идёт о той области южноамериканского горного массива, где сходятся границы Аргентины, Боливии и Чили. Там, на 20-километровой глубине, по всей видимости, лежит крупнейший в мире активный массив магмы диаметром около 100 км. Спутниковые данные говорят о том, что с 1992 по 2010 год местная зона поднятия росла примерно на 10 мм в год. Учёные обнаружили также кольцо погружения вокруг этого региона, и в результате ландшафт стал напоминать сомбреро.

Компьютерные модели показали, что лучше всего этот тип деформации поверхности объясняется диапиром: в центре растёт пузырь магмы, а более широкий и глубокий магматический очаг переживает дефляцию.

Теперь хотелось бы понять, обычное это явление или же скорее исключение из правил.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Подготовлено по материалам Ars Technica.

Дмитрий Целиков, Компьюлента