Общий наркоз и обычный сон кое в чём сходны

Хотя общий наркоз используется уже более 150 лет, его механизм остаётся во многом неясным. Считается, что вещества, применяемые для общего наркоза, просто подавляют активность нейронов мозга. Эта гипотеза, вполне очевидная, подтверждалась многими экспериментами. Однако, как показали исследования учёных из Пенсильванского университета (США), на некоторые нейроны наркотические вещества действуют обратным образом: не успокаивают, а возбуждают.

Когда хирурги, чтобы успокоить пациента, говорят, что на время операции вы будто уснёте, они не так уж далеки от истины. (Фото BSIP / Corbis.)

Во время эксперимента мышам вводили анестетики изофлуран либо галотан и наблюдали за активностью нейронов мозга. Как и ожидалось, животные погружались в наркотический сон, однако при этом далеко не все нейроны снижали свою активность. Клетки одной из зон гипоталамуса, так называемых вентролатеральных преоптических ядер, наоборот, возбуждались в ответ на общий наркоз. Этими нейронами оказались клетки, отвечающие за погружение в сон. То есть общий наркоз действительно похож на обычный сон — и в том и в другом случае активируются одни и те же нейронные цепи.

Когда работу этих клеток у мышей подавляли, животные погружались в наркоз хуже, им требовались большие дозы. То есть для успешной анестезии действительно нужны работающие нейроны сна, которые почувствуют наркотическое вещество и прикажут мозгу уснуть. Известно, что некоторые снотворные (например, пропофол) аналогичным образом действуют на ту же группу нейронов в преоптических ядрах гипоталамуса, что опять-таки говорит в пользу сходства сна и наркоза. Вместе с тем исследователи предостерегают от чрезмерного уподобления одного другому, потому что в целом нейрологические механизмы сна и наркоза всё же различаются.

Практическая ценность полученных результатов очевидна: чем больше мы узнаем о наркозе, тем больше шансов найти соответствующие вещества, которые будут работать без побочных эффектов. Возможно, будущие поколения анестетиков станут действовать строго через нейроны сна, не затрагивая непосредственно другие важные нейронные цепи.

Статья с результатами экспериментов опубликована в журнале Current Biology.

Подготовлено по материалам Пенсильванского университета.