Эволюция челюсти и зубов началась одновременно

Считалось, что первые позвоночные, обладавшие челюстью, не имели зубов. Говорили, что эта черта появилась потом, когда они устали хватать жертву своими «ножницами».

Однако исследователи из Бристольского университета (Великобритания) и их коллеги пришли к выводу, что это не так. По их мнению, и то и другое позвоночные приобрели одновременно или почти одновременно.

Реконструкция панцирной рыбы Dunkleosteus (здесь и ниже изображения авторов работы).

С помощью швейцарского синхротрона SLS и сотрудников Института Поля Шеррера (Швейцария) эксперты проанализировали челюсти примитивной челюстноротой рыбы Compagopiscis из Австралии. Ведущий автор Мартин Рюклин утверждает, что удалось визуализировать каждую ткань, клеточную линию и линию роста в костях и тем самым установить развитие и челюсти, и зубов. Затем было проведено сравнение с эмбрионами современных позвоночных, и сомнений в том, что панцирные рыбы имели зубы, уже не осталось.

Учёные подчёркивают, что найти в образце зубы оказалось возможным лишь благодаря самой новой технике.

Вид спереди на виртуальную модель Dunkleosteus.

Вид сбоку на виртуальную модель Dunkleosteus.

Виртуальное сечение челюсти Compagopiscis демонстрирует ряд зубов и линии роста.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Бристольского университета.

Дмитрий Целиков, Компьюлента