Микроскопические букашки путешествовали автостопом

Существа размером с крупинку соли могли, по-видимому, ездить на крылатых насекомых с помощью особых усиков.

Открытие, основанное на анализе окаменелостей в янтаре, говорит о том, что потомки этих микроскопических тварей всё ещё путешествуют автостопом по всему земному шару.

Ищите бледный нарост в основании крыла подёнки. Это и будет ногохвостка. (Фото авторов работы.)

Исследователи изучили фрагменты янтаря возрастом 16 млн лет, обнаруженные в шахтах Доминиканской Республики в 2008 году. Янтарь представляет собой окаменевшую смолу деревьев, в которую иногда попадали разные букашки, прятавшиеся в коре. Самым древним образцам — более 200 млн лет.

В данном случае учёные разглядели с помощью микроскопа и компьютерной томографии не только подёнку (кстати, редкий случай для доминиканского янтаря) длиной 5 мм, но и попутчика размером всего 228 мкм.

Последний являл собой коллемболу — представителя одной из наиболее распространённых в мире групп животных, которых находят в почве в огромных количествах. Подобно насекомым, они тоже членистоногие, тоже имеют шесть ног, но составляют отдельный отряд класса скрыточелюстных. Называют их также ногохвостками.

Коллемболы знамениты тем, что способны резво отпрыгнуть от опасности с помощью хвостоподобных придатков. Нет сомнений, что именно таким образом окаменевший экземпляр оказался на подёнке, к основанию крыла которой он прицепился специальными усиками. Скорее всего, мушка даже не заметила визитёра, полагает автор описания Дэвид Пенни из Манчестерского университета (Великобритания).

Предыдущие исследования уже намекали на то, что ногохвостки способны путешествовать по миру с помощью крыльев или морских течений. Одно из открытий, тоже сделанных благодаря янтарю, показало, что коллемболы могут «поймать» паукообразное вроде сенокосца. И вот оказывается, что воздушным транспортом они тоже не брезгуют.

Тот редкий случай, когда янтарь повествует не только о прошлом, но и о настоящем.

Результаты исследования опубликованы в веб-журнале PLoS ONE.

Подготовлено по материалам LiveScience.

Дмитрий Целиков, Компьюлента