Двойные голубые гиганты могут быть источником периодического радио- и рентгеновского излучения

Мы мало знаем о жизни гигантских звёзд, поскольку время их существования ограничено, да и рождаются они куда реже обычных или карликовых светил. Поэтому ещё совсем недавно о таком явлении, как двойная система с двумя голубыми гигантами, астрономия имела весьма призрачное представление.

Именно такова система Лебедя OB2 #9. Расположенная в 4 700 световых годах от Земли в созвездии Лебедя, она состоит из пары звёзд спектрального класса О.

Излучение голубых звёзд столь сильно, что буквально срывает поверхностные слои таких светил и уносит их в окружающее пространство. По интенсивности такой ветер колоссально превосходит солнечный. (Иллюстрация NASA / C. Reed.)

Самое массивное светило системы имеет массу в 50 солнечных, а меньшее — «всего» в 45. Звёзды вращаются вокруг общего центра и в момент наибольшего сближения находятся друг от друга на скромном расстоянии в три астрономические единицы, то есть ближе, чем Юпитер к Солнцу.

Созвездие Лебедя (вверху) и система Лебедя OB2 #9 (внизу, в центре) (иллюстрации NASA / JPL, XMM-Newton, Swift).

Астрономы давно подозревали, что столь тесное соседство подобных гигантов (вместе обе звезды по массе в сотню раз превышают всю Солнечную систему) имеет какие-то необычные последствия. Так и оказалось. При помощи космических рентгеновских телескопов XMM-Newtonи Swift выяснилось, что звёздные ветры обоих светил (необычайно мощные у голубых гигантов) в моменты наибольшего их сближения серьёзно взаимодействуют, дополнительно разогреваясь при столкновении и начиная излучать в рентгеновском диапазоне.

В результате периодически, раз в 2,355 года (период взаимного вращения звёзд), рентгеновская светимость и радиоизлучение системы увеличиваются до 4–5 раз:

Авторы работы предполагают, что это явление [ещё до взрыва обеих звёзд в качестве сверхновых] должно оказать значительное влияние на ближайшее звёздное окружение системы голубых гигантов, и не только за счёт интенсивного излучения, но и благодаря выносу колоссального количества вещества этих светил в окружающее пространство.

Соответствующее исследование вскоре появится в журнале Astronomy & Astrophysics, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам НАСА и Европейского космического агентства.