Отсутствие нервной системы не мешает слизевикам помнить, где они были

Можно ли обладать памятью, не имея при этом не то что мозга, а вообще нервной системы? Слизевик Physarum polycephalum убедил учёных, что такое вполне возможно. Эти организмы существуют в двух формах. Когда питательных веществ достаточно, слизевик выглядит как обычная амёбообразная клетка, но если ресурсов мало, такие клетки объединяются в суперклетку со многими ядрами, которая отправляется на поиски лучшей жизни.

Слизевик P. polycephalum (жёлтый, в центре вверху) оставляет за собой слизистый след, который работает как разметка местности. (Фото Audrey Dussutour / University of Sydney.)

В теле слизевика нет распределения обязанностей между клетками, нет тканей и органов. Однако, как пишут в журнале PNAS исследователи из Сиднейского университета (Австралия), эта слизистая масса вполне способна запомнить, где она была. Когда слизевик ползёт, за ним остаётся слизистый след. Экспериментируя с P. polycephalum, учёные обнаружили, что он не ползает там, где есть следы слизи. Слизевика запускали в Y-образный лабиринт, в который положили питательную среду; правда, в одном крыле на пищу нанесли слой слизи от слизевика. В 39 случаях из 40 P. polycephalum игнорировал камеру с пищей, если она была запачкана слизью.

Тогда задачу усложнили. Перед слизевиком клали сахарное угощение, до которого напрямую он добраться не мог: на пути стояла трёхкамерная коробка. Слизевик должен был сначала изучить препятствие, чтобы найти обходной путь. Спустя несколько дней почти все (точнее, 96%) экземпляров P. polycephalum решили задачу. Если же исследователи заранее покрывали слизью всё пространство перед слизевиками, то тогда дорогу к еде находила только треть особей.

Логика слизевика (если тут уместно будет употребить это слово) вполне понятна: по слизистому следу он понимает, что тут уже кто-то побывал — либо он сам, либо другая особь. То есть всё вкусное уже съели, и надо двигаться дальше. Это позволяет более эффективно искать пищу и экономить силы в голод.

Авторы работы сравнивают это с химическими сигналами, которые оставляют муравьи: цепочка таких сигналов указывает любому члену колонии, куда нужно бежать за едой. Получается что-то вроде коллективной памяти, записанной прямо на земле. Правда, в случае слизевиков ситуация обратная: они как раз избегают ползать там, где чувствуют собственную слизистую разметку.

Подготовлено по материалам Сиднейского университета.