Созданы быстрые и лёгкие в использовании диагностические тесты

Подражая природным механизмам распознавания, биоинженеры из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США) и Римского университета «Тор Вергата» (Италия) разработали недорогие медицинские диагностические тесты, способные дать результат в течение нескольких минут. Учёные надеются, что их технология перетряхнёт всю мировую систему здравоохранения, поскольку её следующим шагом должно стать создание простых устройств, доступных для использования в любых местах оказания медицинской помощи, диагностирования венерических, аллергических аутоиммунных и иных заболеваний

Представленная технология основана на применении молекулярных ДНК-переключателей нанометрового размера, способных детектировать присутствие специфических антител для широко спектра заболеваний. Подробности исследования изложены в Journal of the American Chemical Society.

Электрохимический ДНК-переключатель детектирует присутствие антитела. Связывание с антителом заставляет переключатель открыться, удаляя сигнальный элемент (яркий кружочек) прочь от поверхности электрода и вызывая появление сигнала. (Илл. UCSB.)

Современные диагностические тесты необычайно мощны, однако один недостаток может перечеркнуть все достоинства: большинство этих методов нуждается в сложном, громоздком, очень дорогом оборудовании. Пациенты днями, а то и неделями ждут результатов большинства анализов на венерические заболевания. Образец крови необходимо осторожно переправить в удалённую лабораторию для проведения анализа специально подготовленным персоналом (лаборатория одна, а медицинских учреждений разного калибра много), и только затем с соблюдением общей очереди результат будет отправлен лечащему врачу. А теперь представьте, что анализ проводится прямо в месте сдачи крови: это позволит не только сократить время ожидания, но и снизить риск распространения инфекций.

Начало исследованию положило… наблюдение за природой. Все живые существа, от бактерий до человека, собирают информацию об окружающей среде, используя удивительные «молекулярные нанопереключатели», которые сигнализируют о специфических молекулах изменением своей структуры. Например, на поверхности наших клеток расположены миллионы протеинов-рецепторов, призванных обнаруживать присутствие различных сигнальных молекул, переходя из неактивного состояния (выключено) в активное (включено). Особым достоинством таких переключателей является их способность оперировать в очень сложных условиях, таких как кровоток.

Вот так, оглядываясь на природу, учёные и построили свои искусственные молекулярные переключатели на основе ДНК-молекул, которые сигнализируют о своём текущем состоянии через изменение электрического тока. Последнее фиксируется совсем недорогой электроникой, подобной той, что применяется в домашних измерителях уровня кровяного сахара. Применение «подсмотренных у природы» нанопереключателей позволило детектировать антитела на ВИЧ в образце крови менее чем за пять минут. Разве это не говорит о потенциале такой диагностической технологии?

По словам авторов разработки, основное преимущество электрохимических ДНК-нанопереключателей, диагностирующих СПИД, заключается в том, что принцип их действия может быть легко распространён на другие заболевания, а отсюда рукой подать до недорогих приборов для определения десятков биомаркеров болезней в очень короткий срок и прямо в кабинете врача (или даже дома).

Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.

Роман Иванов, Компьюлента