Поиск таинственной фрески Леонардо да Винчи остановлен
По-видимому, тайна утраченной фрески Леонардо да Винчи «
Амбициозный проект по её поиску остановлен на неопределённый срок.
Реставратор обсуждает нюансы проекта с мэром Флоренции Маттео Ренци. Маурицио Серачини (на заднем плане) наблюдает за диалогом. (Фото Dave Yoder / National Geographic.)
Уже в конце сентября будут демонтированы леса, простоявшие почти десять месяцев перед стеной Зала Пятисот, что в
Специалист более тридцати лет
В январе исследователи
Хотя ни одно из отверстий не располагалось там, где просил сверлить г-н Серачини, результаты
Красный материал — это, скорее всего, красный лак. На изображениях, полученных с помощью камеры, был замечен также бежевый материал, который мог быть нанесён на скрытую стену только кистью.
Но главное открытие заключается в том, что удалось получить визуальное свидетельство воздушного зазора между стеной, на которую нанесена «Битва при Марчиано», и стеной позади. Г-н Серачини уверен, что Вазари специально распорядился возвести новую стену, чтобы сохранить шедевр Леонардо.
10-миллиметровое отверстие в фреске Вазари проделано в месте трещины. Его окрестности защищены. (Фото UCSD.)
История гласит, что в 1503 году сразу два величайших мастера в истории человечества — Леонардо и
В своих знаменитых «Жизнеописаниях» (1550) Вазари поведал, что Леонардо очень ярко изобразил гнев и ярость и людей, и лошадей. Он также сообщал, что титан всё же отказался от проекта из-за технических проблем, сопутствовавших его экспериментам по нанесению масляной краски на влажную штукатурку. Историки, правда, подозревают, что Вазари лукавил насчёт незавершённости, ибо современники Леонардо были в восторге от этой работы, а Рубенс даже скопировал анонимную копию фрески, и теперь это единственное её свидетельство.
Через десять лет после окончания работы над книгой Вазари пригласили принять участие в перестройке Зала совещаний, который стал Залом Пятисот. После этого фреска Леонардо исчезла. И не только она. Во время «общегородского обновления», который герцог
Но он не уничтожил работу, а просто замуровал её. В 1861 году это обстоятельство вскрылось, когда была удалена выстроенная Вазари стена с его фреской «Мадонна Розария». И в 2000 году на одной из конференций, посвящённых наследию Леонаро да Винчи, итальянский учёный
После этого г-н Серачини
Казалось, всё шло как нельзя лучше: нашлись спонсоры и оборудование, помощники и лоббисты (перед итальянским правительством о проекте ходатайствовал мэр Флоренции Маттео Ренци), удалось решить вопрос дальнейших исследований (для продолжения работы потребовался более сложный химический анализ, который можно было бы выполнить на синхротроне
Характерна реакция на это г-на Ренци, ныне кандидата в премьер-министры на первичных выборах левоцентристов: «Если правительство боится разрешить реставрацию, которая была бы обязательно разрешена в другое время и в другом месте, мы просто подождём, пока сменится правительство».
Эндоскопическое изображение зазора между стеной с фреской Вазари и первоначальной стеной Зала Пятисот. |
Подготовлено по материалам