Губитель минойской цивилизации вновь активизировался

С января 2011 года по апрель 2012-го карман расплавленной породы под вулканом Санторин расширился на 10−20 м³.

Международная группа исследователей установила, что набухание магмы за этот период привело к подъёму острова на 8−14 см.

Берега острова Неа-Камени, входящего в группу Санторини, сформированы потоками лавы. (Фото NERC Airborne Research and Survey Facility.)

Последнее крупное извержение в этом месте произошло около 3 600 лет назад. Остров Тира в Эгейском море оказался погребён под метровым слоем пемзы, а цунами способствовало гибели целой цивилизации — минойской. Взрыв был настолько сильным, что у некоторых сегодняшних фантазёров возникла гипотеза о его связи с библейским огненным столпом, который водил спутников Моисея по пустыне.

Разумеется, после того как геологи открыли эту мрачную страницу нашего прошлого, возник вопрос, возможно ли повторение катастрофы и когда.

Тревожный звонок прозвенел в январе 2011 года: под Санторином была зарегистрирована серия небольших землетрясений. Они были настолько малы, что их обнаружили только самые чувствительные сейсмографы, но это был первый признак активности под вулканом за последнюю четверть века. После этого Мишель Паркс из Оксфордского университета (Великобритания) и её коллеги обратили внимание на признаки движения земной поверхности на спутниковых радиолокационных изображениях.

Исследователи уверились в своих подозрениях, лично посетив остров. Туристические гиды, которые бывают на вулкане по нескольку раз в день, не могли не заметить появления сильнопахнущих газов и изменения цвета воды в некоторых заливах Тиры. Однажды гиды и сами почувствовали землетрясение. И уж тем более трудно было ошибиться, когда в барах внезапно задрожали бокалы.

Радиолокационные изображения и данные GPS недвусмысленно свидетельствуют о том, что расплавленная порода в настоящее время входит в подземные камеры на сравнительно небольшой глубине. За прошлый год туда поступило столько же, сколько за 10−20 предшествующих лет. Но это не означает скорого извержения, ведь в последние месяцы сейсмическая активность заметно снизилась.

Результаты исследования опубликованы в журнале Geoscience.

Подготовлено по материалам Бристольского университета.