Гусеницы чуют любовные объяснения взрослых бабочек

Феромоны взрослых бабочек несут двойной смысл: с одной стороны, они привлекают половозрелого брачного партнёра, с другой — приманивают неполовозрелых личинок на новую кормовую территорию.

Бабочка Spodoptera littoralis (фото gailhampshire)...

Бабочки, как и многие другие насекомые, общаются с помощью химических сигналов. Если самка готова к романтическим приключениям, она выделяет особый феромон, привлекающий самцов. Логично было бы предположить, что эти запахи имеют значение только для взрослых, половозрелых особей. Однако, как сообщают исследователи из научного центра INRA во Франции, гусеницы бабочек чувствуют сигналы феромонов ничуть не хуже взрослых особей.

Исследователи опирались на ранее полученные их коллегами результаты, согласно которым в организме гусениц синтезируются белки, необходимые для улавливания «взрослых» химических сигналов и передачи информации об этих сигналах в нервную систему. Поначалу казалось, что гусеницы никак не применяют эти сведения. Однако в новой серии экспериментов учёные использовали другие виды бабочек, гусеницы которых отличаются широкой кормовой базой. Оказалось, что у других видов личинки также могут чувствовать брачные феромоны взрослых особей, а кроме того — почуявшие их гусеницы начинают ползти в сторону источника запаха.

...И её гусеница, которая чует любовные послания взрослых особей (фото Macreando).

Разумеется, гусениц ведёт на этот запах не половое чувство. В статье, опубликованной в журнале Nature Communications, авторы сообщают, что в ответ на феромон гусеницы начинали активно искать пищу именно в том направлении, откуда доносился запах. Зоологи предполагают, что самки бабочек облегчают уже вылупившимся личинкам поиск еды. Они выбирают удобное место для кладки и обрабатывают феромоном и кладку, и территорию вокруг неё, тем самым как бы говоря уже выведшимся гусеницам, что тут много нетронутой еды.

Как бы то ни было, эти результаты имеют большое значение для сельского хозяйства: получается, что с помощью феромонов можно контролировать не только взрослых бабочек-вредителей, но и их неполовозрелое потомство.

Подготовлено по материалам ScienceNews.