Амазония сеет собственный дождь

Амазонские джунгли сами себе творят дождь: микроскопические частички богатых калием солей, которые выбрасывают в небо деревья и грибки, несут ответственность за основную часть выпадающих в регионе осадков.

Пока температура не упадёт ниже определённого уровня, атмосферная влага не превратится просто так в дождевые капли. Молекулам водяного пара надо собраться вокруг какого-нибудь ядра. В роли последнего могут выступать частички минеральной пыли, сажи, морской соли, вулканического диоксида серы и даже воздушные бактерии.

Дымка над Амазонией (фото C. Pöhlker / MPI for Chemistry).

Учёные давно подозревали, что насыщенные органикой частицы тумана, плывущего над Амазонией, играют роль семян для местных дождей. Но откуда они берутся — вот в чём вопрос. За разгадку так называемых вторичных органических аэрозолей взялись Кристофер Пёлькер из Института химии Общества Макса Планка (ФРГ) и его коллеги.

Детальный анализ аэрозолей, добытых в сезон дождей в 150 км к северо-западу от бразильского Манауса, показал, что в основе большинства частиц лежит соль, насыщенная калием. В аэрозолях диаметром около 0,15 мм на солевое ядро приходится до 20% массы. В более крупных частицах эта доля меньше. Логично сделать вывод о том, что органический материал нарастает как раз на этих ядрах.

Исследователи определили несколько источников этих солей, но не все они подходят в данном случае. Во-первых, богатые калием частицы зачастую оказываются в дыму от лесных пожаров, с помощью которых люди расчищают землю, но образцы, собранные учёными, не содержали сажи, обычно находящейся в таком дыме, да и спутниковые наблюдения не выявили каких бы то ни было пожаров с наветренной стороны во время сбора проб воздуха. Во-вторых, соль едва ли могла прилететь с Атлантического океана, ибо берег располагался в тысяче километров от места полевых исследований и к тому же с подветренной стороны. Наконец, состав частиц отличался от морской соли.

Остаётся лес. Предыдущие исследования показали, что растения и грибы выпускают в воздух частицы соли. Например, распыляя споры, грибы выделяют также капли жидкости, содержащей углеводы и ионы калия и хлора. Действительно, в пробах воздуха было обнаружено множество спор.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.