Обнаружены самые ранние человеческие останки к востоку от Передней Азии

Новообретённые фрагменты человеческого черепа из Лаоса названы самым ранним свидетельством быстрого расселения человека разумного в Азии.

Современный анатомический тип возник около 200 тыс. лет назад в Африке. Когда и как наш род затем освоил остальную часть суши, остаётся предметом дискуссий. Археологические и генетические данные свидетельствуют о том, что современные люди быстро мигрировали из Африки в Юго-Восточную Азию по крайней мере 60 тыс. лет назад. Однако ситуация осложнялась отсутствием ископаемых свидетельств заселения материковой части ЮВА, что списывалось на низкую вероятность сохранения костей во влажных тропиках.

Реконструкция черепа, найденного в Там Па Линг (здесь и ниже фото F. Demeter и P. Duringer).

Находка в Там Па Линг (Пещере обезьян) на севере Лаоса позволяет восполнить этот пробел в археологической летописи. Лора Лин Шеклфорд из Университета Иллинойса (США) и её коллеги сделали своё историческое открытие в 2009 году в известняковой пещере, которая находится на вершине горы Па Ханг (1 170 м над уровнем моря) в окружении папайи и бананов, привлекающих толпы обезьян (откуда и название пещеры).

Добраться до неё оказалось самым сложным делом. Хотя она расположена всего в 240 км от столицы, у исследователей ушло два дня на путешествие по сильно пересечённой местности и скалолазание. Войдя внутрь, археологам пришлось пройти 60 м вниз по склону из мокрой глины, таща при этом фонари, генератор и прочее оборудование. Всю глину пришлось удалить вручную — с помощью мастерка и ведёрка.

И пусть учёные скажут спасибо за то, что они отправились в путь в сухой сезон — зимой, когда не надо решать проблему насекомых и змей. Впрочем, иногда змеи всё-таки падали в раскоп, а ещё были пауки и летучие мыши.

Самое интересное заключается в том, что вместе с фрагментами черепа не найдено ни одного артефакта, никаких признаков человеческой деятельности. Возможно, в пещере и впрямь никто никогда не жил, а останки первоначально лежали у входа в неё и только впоследствии были смыты дождями внутрь.

Форма костей и зубов отчётливо говорит об анатомически современном человеке. Различные методы датирования окружающего осадка показали, что окаменелостям по крайней мере 46–51 тыс. лет, а прямая датировка костей дала максимальный возраст около 63 тыс. лет. Таким образом, это самые ранние останки анатомически современного человека к востоку от Передней Азии.

Какие выводы можно сделать из находки для истории человеческой миграции? Обычно считается, что современный человек двигался вдоль береговой линии. Таким образом он добрался от Индии до Юго-Восточной Азии, затем переправился в Индонезию и достиг Австралазии. Теперь же можно говорить о том, что какие-то группы отклонялись от этого магистрального маршрута, забирая на север и северо-восток в сторону Китая. Некоторым удалось перевалить через горы Юго-Восточной Азии — скорее всего, двигаясь вдоль речных долин. Так люди довольно рано оказались в Лаосе, Вьетнаме и внутренних районах Таиланда.

Следует отметить, что в тех местах расположены тысячи известняковых пещер, которые ещё ждут своих исследователей. А пока специалистам очень хочется знать, чем закончатся попытки выделения ДНК из останков.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам LiveScience.

Дмитрий Целиков, Компьюлента