Биоразнообразие на островах действительно выше, чем на материке

Экологи сравнили биоразнообразие на материке и на островах с помощью лягушек и ящериц.

Анолисовая ящерица из Коста-Рики (фото Thomas Marent).

Островная фауна и флора давно привлекают повышенное внимание биологов. Первыми, кто проявил самый пристальный интерес к островному биоразнообразию, были небезызвестные Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес, великие исследователи, указавшие на большие различия в видовом составе между островами и материком. Затем, уже в двадцатом веке, появилась идея, что биоразнообразие на островах заведомо превышает биоразнообразие на материке. Считалось, что уникальность видового состава на островах тем выше и видов тем больше, чем дальше остров от «большой земли». Теория о превосходстве островного биоразнообразия, которое возникло благодаря изоляции и уникальным экологическим и эволюционным процессам, держалась до 2005 года, когда большая группа экологов сравнила биоразнообразие бассейна Амазонки и джунглей центральной Африки — и оказалось, что эти материковые территории вполне могут потягаться числом и причудливостью видов с островами.

В новом исследовании, предпринятом экологами из Ноттингемского университета (Великобритания), делается ещё одна попытка оценить разнообразие островной фауны и то, насколько она отличается от материковой. При этом учёные не считали абсолютное число видов на острове, а сравнивали разные участки территории: так можно было составить более адекватное представление о биоразнообразии. Экологов интересовали общие закономерности развития островной фауны, и для изучения этих закономерностей они выбрали группу анолисовых ящериц и лягушек Terrarana. И те и другие обитают в Новом Свете и замечательны широчайшим разнообразием видов.

Лягушки из группы Terrarana (фото R&V 2002).

Для сравнения были взяты Карибские острова и тропические участки в Центральной и Южной Америке. На материке выбрали территории, которые повторяли по площади островные и не перекрывались друг с другом. Кроме того, учёные следили, чтобы и на материке, и на островах в распоряжении амфибий и рептилий были одинаковые ресурсы. Их интересовало, сколько уникальных видов ящериц и лягушек присутствовало на каждой территории. Естественно, при этом учитывалась дистанция между выбранными участками и возможные экологические различия вроде высоты над уровнем моря и периодичности дождей.

Оказалось, что на островах — при более или менее равных условиях — всё-таки действительно проживает больше видов, чем на материке. То есть и лягушки, и ящерицы более склонны к видообразованию, будучи оторваны от материка. При этом между разными островами разнообразие варьируется слабее, чем между островом и материком, но всё равно сильнее, чем между двумя материковыми территориями.

Результаты исследования представлены в журнале Proceedings of the Royal Society B.

С одной стороны, это вполне укладывается в эволюционную закономерность: видообразование подталкивается экологическим и географическим разделением популяций. То есть исследователи всего лишь нашли ещё одно экологическое доказательство этому, хотя и довольно изощрённое. С другой стороны, сами авторы признают, что данные касаются только двух групп рептилий и амфибий и что нужно подтверждение с другими животными. Кроме того, на материках есть области с видами-эндемиками, которые по разным причинам никогда не покидают насиженного ареала.

В будущем, чтобы уж точно быть уверенными в выводах, исследователи как раз собираются сравнить разнообразие островных видов с материковыми зонами, в которых обитают эндемичные виды.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

Кирилл Стасевич, Компьюлента