Маленькие дети болеют из-за спящего иммунитета

На ранних этапах иммунная система не оказывает должной защиты организму из-за того, что у неё блокировано созревание важных иммунных клеток, отвечающих в том числе за врождённый иммунитет.

Почему маленькие дети часто болеют? Обычно на это отвечают так: в раннем возрасте иммунитет только учится бороться с инфекциями. Ему, как и человеку, нужно созреть; вот поэтому маленькие дети и доставляют столько хлопот родителям и врачам.

Однако, как выяснили исследователи из Мичиганского университета (США), это не совсем так. В статье, опубликованной в Nature Immunity, они пишут, что на ранних стадиях развития иммунитет вполне мог бы адекватно реагировать на инфекции, если бы его работа не сдерживалась довольно странным образом.

Человеческая NK-клетка под электронным микроскопом (фото Eye of Science).

В детстве, по словам учёных, самые разные иммунные клетки, в том числе и такие важные, как естественные киллеры (NK-клетки), пребывают в незрелом состоянии. Они бы могли пройти необходимые этапы развития и превратиться в полноценных защитников от инфекции, но до определённого возраста сделать это им не удаётся. И причиной тому служит белок из класса трансформирующих ростовых факторов бета (TGF-β). Белки этого класса принимают самое активное участие в регуляции роста и дифференцировки клеток. В экспериментах на мышах выяснилось, что созревание NK-клеток, важных для врождённого иммунитета, тормозится TGF-β, синтезируемым в костном мозге. Если влияние TGF-β на иммунные клетки блокировали, то во взрослую жизнь мыши вступали, имея в десять раз больше иммунных клеток, готовых к активной защите.

Словом, говорить, что в раннем возрасте иммунитет «тренируется», не совсем корректно: там просто почти некому тренироваться, иммунные клетки не могут созреть до конца. Правильнее это состояние сравнить с иммунной дремотой. Исследователи убеждены, что точно так же иммунитет дремлет не только у мышей, но и у человека. Правда, непонятно, какую цель имеет такое заторможенное созревание иммунной системы. Не очень ясно и то, можно ли подталкивать развитие иммунитета у детей: всё-таки эти ростовые факторы — слишком многозадачные и многофункциональные белки, чтобы вмешательство в их работу прошло без побочных эффектов.

Подготовлено по материалам Мичиганского университета.