Оспорена датировка древнейшей человеческой челюсти в Европе

Родина Агаты Кристи — английский городок Торки на девонском побережье — может похвастаться ещё и тем, что там расположена Кентская пещера, которая считается одним из важнейших археологических памятников Соединённого Королевства. В прошлом году учёные сообщили, что найденная в пещере верхняя челюсть может оказаться старейшим ископаемым образцом современного человека в Европе.

Однако новое исследование пришло к выводу, что возраст находки установить невозможно.

Раскопки велись небрежно, утверждают исследователи. (Фото Torquay Museum / Natural History Museum of London / University of Hull, Dept. of Engineering.)

Раскопки в Кентской пещере проводились много раз. Впервые — в 1820-х годах. В 1927-м Артур Огилви, куратор местного музея, обнаружил фрагмент челюсти с тремя зубами. Годами учёные спорили, кому она принадлежала — неандертальцу или человеку современного типа, а также о её возрасте. В 1989 году радиоуглеродное датирование, проведённое в Оксфорде, показало, что ей примерно 35 тыс. лет.

Эта дата соответствует современным представлениям о заселении Европы человеком, но результаты сразу же были поставлены под сомнение, так как учёные в своё время приклеили зубы к челюсти. Углерод, содержащийся в клее, способен «омолодить» образец.

В прошлом году Томас Хайем из Оскфордского университета (Великобритания) и его коллеги попытались обойти эту проблему, датировав кости животных, залегавших в слоях выше и ниже челюсти, и подвергнув эти даты математической обработке. Возраст челюсти оказался в пределах от 41 500 до 44 000 лет. Антропологи при этом пришли к выводу, что это зубы человека современного типа.

В новой, ещё не опубликованной статье Пол Петит из Шеффилдского университета и Марк Уайт из Университета Дарема (Великобритания) оспаривают эти выводы, ибо в действительности точно неизвестно, где именно была найдена челюсть. Они проштудировали дневники Огилви и другую литературу, связанную с находкой, и выяснили, что записи велись очень небрежно. Более того, есть свидетельства того, что отложения в пещере, возможно, сдвинулись.

На карту поставлена вся история заселения Европы современным человеком. Пока старейшими бесспорными человеческими останками в Европе считается румынская находка, которой всего 40 тыс. лет. Активно обсуждаются также зубы, обнаруженные в Италии, — им дают 43–45 тыс. лет, но их видовая принадлежность остаётся предметом дискуссии.

Кентская челюсть важна, очевидно, в связи с тем, что возраст в 41,5 тыс. лет означает намного более раннее и быстрое заселение Европы человеком. Кроме того, если датировка подтвердится, можно будет говорить о том, что человек и неандерталец жили бок о бок намного дольше, чем принято считать. И тогда наступит праздник на улице тех исследователей, которые полагают, что сложные орудия труда, обнаруженные на неандертальских стоянках, скорее всего, были скопированы у людей, а не изобретены неандертальцами самостоятельно.

Г-н Хайем очень болезненно отреагировал на критику. По его словам, он основывал свою математическую модель на исследовании Роджера Джекоби из Британского музея, который «знал пещеру лучше кого бы то ни было». «И мы не настолько наивны, чтобы не знать о движении слоёв», — обижается г-н Хайем.

В то же время участник группы г-на Хайема Крис Стрингер из лондонского Музея естественной истории не согласен ни с одной из сторон. По его мнению, это зубы неандертальца, так что исследователям человеческого заселения Европы следует остыть.

Фото Chris Collins (Natural History Museum, London) и Torquay Museum.

Результаты исследования появятся на страницах издания European Journal of Archaeology.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

Дмитрий Целиков, Компьюлента