Обнаружен, возможно, самый молодой пульсар

Изображение места сверхновой, наблюдавшейся в 1957 году, показало, что бывшая звезда превращается в пульсар — быстро вращающийся объект, сжатый настолько плотно, что состоит только из нейтронов.

SN 1957D находится в галактике M83, до которой около 15 млн световых лет. Предыдущие наблюдения позволили обнаружить только радиоизлучение и видимый свет, исходящие от сверхновой и её остатков. Даже космическая обсерватория «Чандра», лицезревшая галактику в 2000–2001 годах в течение 14 часов, не заметила никакого рентгеновского излучения.

На этот раз «Чандре» дали 219 часов 49 минут, то есть около восьми с половиной суток. Данные, собранные за это время в 2010 и 2011 годах, совместили в одном изображении и обнародовали.

Рентгеновское изображение: NASA / CXC / STScI / K.Long et al. Оптическое: NASA / STScI.

Красный, зелёный и синий представляют рентгеновское излучение низких, средних и высоких энергий соответственно. Сама SN 1957D находится на внутренней кромке спирального рукава чуть выше центра галактики.

Анализ энергетических уровней рентгеновских лучей, исходящих из SN 1957D, позволяет предположить, что пульсар, в который превратилась погибшая звезда, создал вокруг себя кокон быстро движущихся заряженных частиц — пульсарную туманность.

Если информация подтвердится, этот 55-летний пульсар станет самым молодым в истории астрономии.

Результаты исследования будут опубликованы в следующем номере издания Astrophysical Journal.

Подготовлено по материалам Space.Com.