Инки принесли в жертву больную девушку

15-летняя девушка, принесённая инками в жертву около пятисот лет назад, страдала бактериальной инфекций лёгких.

Вместо обычного анализа ДНК учёные сфокусировались на белках в тканях.

Мумия 15-летней девочки (здесь и ниже фото Angelique Corthals).

В последние годы анализ ДНК помог решить множество древних тайн, но он не лишён недостатков. Например, обнаружение следов малярийного паразита в организме Тутанхамона ещё не означает, что фараон был болен. Кроме того, образцы ДНК с лёгкостью подвергаются загрязнению. А анализ белков, которые менее чувствительны к загрязнению, даёт совершенно другой набор информации, позволяя судить о том, что в действительности вырабатывал организм в момент взятия пробы — в момент смерти в нашем случае. В частности, белки могут рассказать о том, была ли активирована иммунная система для борьбы с заболеванием.

Анжелика Кортэлс из Городского университета Нью-Йорка (США) и её коллеги взяли образцы не только у мумии, окрещённой «Девой», но и из останков семилетнего мальчика и его окровавленного плаща. Оба ребёнка, обнаруженные в 1999 году, были торжественно умерщвлены и оставлены на вершине аргентинского вулкана Льюльяйльяко (6 739 м над уровнем моря).

Предыдущие исследования показали, что, перед тем как принести их в жертву, мальчика и девочку откармливали «элитарными» продуктами. Всю жизнь те ели обычную крестьянскую пищу (картофель да овощи), а в последний год питались кукурузой и мясом лам.

Кстати, есть и третья мумия — шестилетней девочки, но в неё когда-то попала молния, что могло повлиять на результаты исследования, поэтому её решили не трогать.

Учёные воспользовались методом «дробовика протеомики». Масс-спектрометр раздробил белки на составные части — аминокислотные цепочки. Сравнение последних с данными полной переписи человеческого генома позволяет определить, какие именно белки присутствуют в образцах.

Белки «Девы» показали картину, типичную для хронической респираторной инфекции. Рентген лёгких также дал признаки воспаления лёгких. Только после этого исследователи обратились к анализу ДНК и обнаружили следы бактерии из рода Mycobacterium, которая, как известно, вызывает заболевания верхних дыхательных путей и туберкулёз. Статистические модели помещают данный штамм в группу, вызывающую туберкулёз, но точная видовая принадлежность пока остаётся неизвестной, ибо анализ ДНК бактерии ещё не проводился.

Что же до мальчика, то он был абсолютно здоров.

Мумия семилетнего мальчика.

Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS One.

Подготовлено по материалам LiveScience.