Почему чувство холода подавляется воспалением

Учёные выяснили, какой молекулярный механизм мешает воспалённому участку тела чувствовать холод.

Боль от воспаления почти невозможно унять холодными примочками, так как оно отключает рецепторы холода. (Фото Sea Moon.)

Хотя слишком сильный холод вызывает боль, умеренное охлаждение работает как обезболивающее: мы прикладываем лёд к ушибу, дуем на ссадину и подставляем обожжённую руку под холодную воду. Точно так же действует ментол: ощущение холода от ментола запускается теми же рецепторно-биохимическими механизмами, что и при обычном, натуральном холоде. И точно так же ментол можно использовать как анальгетик.

Но в одном случае обезболивающие свойства холода не срабатывают — при воспалении.

Учёные долго ломали голову, пытаясь понять, как воспаление действует на рецепторы холода, и вот команде исследователей из Кембриджа (Великобритания) наконец-то удалось решить эту загадку. О своём успехе они сообщают в журнале Nature Cell Biology.

Известно, что холод активирует белок TRPM8, который формирует ионный канал в мембране чувствительной клетки: в ответ на раздражение ионы между наружной и внутренней сторонами мембраны перегруппировываются, и возникает электрический импульс, отправляющийся в мозг. Оказалось, что у белка TRPM8 есть блокатор — другой белок, Gq. Он напрямую связывается с TRPM8, и при появлении различных веществ, сопровождающих воспаление (например, гистамина) выключает рецептор холода. В результате воспалённая область не чувствует ни ментолового, ни настоящего холода.

Появление на сцене белка Gq слегка удивило учёных: известно, что он участвует во многих сигнальных процессах, но о его способности напрямую влиять на ионные каналы никто даже не подозревал. Исследователи рассчитывают, что в перспективе можно будет создать новую разновидность анальгетиков, которые могли бы работать и в условиях воспаления — за счёт воздействия на Gq, чтобы тот не выключал холодовые рецепторы.

Подготовлено по материалам Кембриджского университета.

На Марсе вновь замечено загадочное облакоНа Марсе вновь замечено загадочное облако