Ученые нашли ранее неизвестный ген гриппа

В результате совместной работы американские и британские ученые открыли ген вируса гриппа, при подавлении которого заболевание протекает в более тяжелой форме.

Ученые нашли ранее неизвестный ген гриппа
Вирус гриппа. Фото: MedPortal

Через 30 лет после того, как впервые был расшифрован геном вируса гриппа, международная группа исследователей проанализировала изменения в генетической информации тысяч различных штаммов и обнаружила ген, "помогающий" вирусу контролировать иммунный ответ организма-хозяина.

Геном вируса гриппа, диаметр которого варьирует от 80 до 120 нанометров, насчитывает 12 генов, представленных фрагментами РНК. Ученые установили, что в третьем сегменте находится ген под названием PA-X, кодирующий одноименный белок. Этот ранее неизвестный белок подавляет экспрессию генов в клетке организма-хозяина.

При нарушении "работы" гена PA-X в клетке возрастает активность трех сигнальных путей — воспалительного, апоптического и Т-лимфоцитарного, что приводит к избыточному иммунному ответу и, как следствие, более тяжелой форме заболевания.

Чтобы подтвердить результаты своего исследования, ученые заразили одну группу мышей вирусом гриппа с активным, а другую — с "выключенным" геном PA-X. Заболевание у мышей из первой группы протекало в более легкой форме, впоследствии они выздоровели.

"То, что мы обнаружили этот ген, уже очень важно. Но еще важнее роль PA-X, которую он играет в иммунном ответе организма", - отметил профессор Дигард.

В конце марта 2012 года другая группа исследователей в клетках пациентов обнаружила ген, отвечающий за противостояние организма вирусу гриппа. Оказалось, что больные, унаследовавшие мутантный ген, попадают в больницу даже при заражении низкопатогенным штаммом вируса гриппа. Люди, у которых этот ген экспрессируется нормально, легче переносят инфекцию и, как правило, не умирают от гриппа.