В лаборатории Kodak 30 лет пролежал высокообогащенный уран

Производитель фотоаппаратов и пленок Kodak оказался в центре ядерного скандала.
В лаборатории Kodak 30 лет пролежал высокообогащенный уран | Мир | СЕГОДНЯ

Выяснилось, что около 30 лет в одной из лабораторий компании находился бункер с высокообогащенным ураном, при этом сколько-нибудь серьезная охрана у склада отсутствовала. Это вызвало возмущение специалистов, заявивших, что ядерные материалы могли стать легкой добычей террористов.

Бывший исследователь, работавший на Kodak, Альберт Фило сообщил, что оружейный уран находился в запечатанных рукавах из пластин легированного алюминия, которые не заменялись больше трех десятилетий.

По мнению физика-ядерщика Эдвина Лаймана, выступающего за предотвращение распространения ядерного оружия, обнаруженный у компании Kodak склад представляет огромный риск для общества. Во-первых, потому, что террористы могут воспользоваться его беззащитностью и получить достаточное количество топлива для создания ядерного устройства. Во-вторых, без правильного хранения есть вероятность того, что сам склад взлетит на воздух.

"В наше время никому не позволено иметь ядерное оружие или материал для его создания, особенно при отсутствии защиты. Нужно исключить использование опасных материалов в коммерческих целях, которые могут быть использованы террористами", – заявил Лайман.

Впрочем, по оценкам экспертов, количество хранимого урана составляет около 3,5 фунтов (примерно 1,3 кг), что составляет меньше одной десятой необходимого для создания примитивного ядерного оружия.

Более чем 30 лет компания использовала устройство под названием «калифорнийский производитель потока нейтронов» (CFX). Устройство размером с холодильник было помещено в специально построенный в 1982 году лабиринт около Рочестера в Нью-Йорке.

В 2007 году Kodak перевел хранение опасного материала под усиленную охрану.

Собственно говоря, «устройство» представляло собой не реактор, а просто кусок металла, испускающий излучение. В основном его использовали для того, чтобы пучками нейтронов сканировать и проверять различные материалы.

Основным источником устройства нейтронного излучения был радиоактивный химический элемент калифорний (Cf), но при этом поток производимых им нейтронов увеличивался при пропускании через решетку высокообогащенного урана U-235.

По словам пресс-секретаря Комиссии по ядерному регулированию США, уран Kodak был высокообогащенный – примерно на 93,4%, то есть относился к тем материалам, которые американское правительство особенно тщательно охраняет. Для сравнения: Иран утверждает, что имеет обогащенный до 20% уран.

Отметим, что уран оружейного класса должен содержать не менее 94% урана-235, но высокообогащенным считается уже 20-процентный материал.

Несмотря на то, что у лаборатории с ураном отсутствует вооруженная охрана, бывший исследователь компании Фило сказал, что существуют всевозможные способы защиты от несанкционированного доступа к материалам. По его словам, желающим демонтировать CFX и извлечь ядерное топливо потребуется несколько часов или даже дней. Он также добавил, что бункер подвергался регулярному осмотру на предмет просачивания радиации, поэтому он никогда не представлял никакой опасности.

«Стены из железобетона, толщиной в два фута, потолок над ней – снова два фута бетона и основание толщиной восемь футов, отделяющее помещение от земли. Все это говорит о том, что камера хранения урана хорошо защищена от проникновения посторонних», – сказал Фило.

Kodak утверждает, что никогда не собирался скрывать CFX, и она была лицензирована как государственными, так и федеральными чиновниками. Но дело в том, что компания обработки высокообогащенного урана широко не освещалась.

В соответствии с данными Комиссии по ядерному регулированию США, в стране существует 31 реактор, предназначенный для проведения научных исследований. Большинство из них находятся при университетах, и в них используется низкообогащенный уран.

«Реактор в Массачусетском технологическом институте в штате Миссури до сих пор использует высокообогащенный уран. Министерство энергетики пытается заменить его на менее опасный материал. Но на это потребуются большие финансовые затраты, что вызывает большое негодование общества», – заметил по этому поводу физик-ядерщик Эдвин Лайман