Динозавры вымерли не только из-за падения астероида

Вымирание динозавров около 65 миллионов лет назад обусловлено не только падением астероида. Число видов динозавров уменьшилось еще до этого, пришли к выводу ученые. Более всего пострадали большие травоядные животные.

Динозавры вымерли не только из-за падения астероида
Целурозавр Troodon formosus

Огромный астероид, упавший на Землю в Мексиканском заливе 65 миллионов лет назад, поднял в атмосферу столько пыли, что в течение многих лет солнечный свет не проникал на Землю.

Следствием этого стало массовое вымирание животных, жертвами стали и динозавры. Так до сих пор думали ученые. Теперь немецкие и американские исследователи пишут в специализированном журнале Nature Communications, что, по крайней мере, некоторые крупные травоядные динозавры начали вымирать еще до этого.

Более всего за последние 12 миллионов лет мелового периода уменьшилось число гадрозавров и цератопсов, пишут ученые. В целом, общее развитие динозавров протекало намного сложнее, чем предполагалось.

"Мы знаем, что окончательное вымирание динозавров было вызвано, по всей видимости, ударом астероида в комбинации с мощными извержениями вулканов в Индии, - сказал Рихард Батлер из университета Людвиг-Максимиллианс в Мюнхене, один из авторов исследования. - Среди палеонтологов уже продолжительное время проводятся дебаты о том, что число динозавров начало убывать еще до катастрофы".

Ученые под руководством Стивена Брусатта из Нью-Йоркского музея истории природы проанализировали процесс развития видов динозавров, включая форму скелета. В результате, можно было обнаружить уменьшение разнообразия среди крупных травоядных в конце мелового периода, который начался около 145,5 миллиона лет назад и закончился около 65,5 миллиона лет назад. Уменьшение многообразия может указывать на вымирание, предполагают ученые.

Многообразие же хищников, таких как целурозавры и тираннозавры, к которым относится знаменитый T-Rex, уменьшилось, а количество травоядных среднего размера осталось стабильным или же слегка возросло.

Ученые установили и региональные отличия: гадрозавры с утино-подобным клювом почти исчезли в северной Америке, но сохранились в Азии. "В то время не наблюдалось многообразия видов среди динозавров", - констатируют ученые.

Микропузырьки оказались удивительно эффективны в борьбе с ракомМикропузырьки оказались удивительно эффективны в борьбе с раком