Учёные выяснили, что паразиты речных рыб провоцируют рак печени

Закуска из копченой речной рыбы может оказаться для печени более губительной, чем алкоголь.

Учёные выяснили, что паразиты речных рыб провоцируют рак печени

Паразит речной рыбы описторх, носителями которого в России являются более двух миллионов человек, провоцирует развитие рака печени, установила группа ученых из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН.

Результаты работы учёных были опубликованы в журнале Parasitology International, передает РИА "Новости".

Население небольших поселков в бассейнах рек, где рыба является основной пищей, заражено описторхозом практически полностью.

Описторх - паразит-сосальщик, поражающий у человека и животных печень, желчный пузырь и поджелудочную железу.

Заразиться им можно при употреблении в пищу сырой, вяленой или копченой рыбы семейства карповых. Личинки паразита выдерживают кратковременное нагревание до 80 градусов тепла и более недели остаются жизнеспособными при заморозке. Этим паразитом заражено до 95% речной рыбы семейства карповых.

Точных данных о количестве зараженных описторхозом людей во всем мире нет, поскольку за медицинской помощью обычно обращаются городские жители, причем в острой фазе заболевания или с тяжелой симптоматикой.

Но часто описторхи в организме проявляют себя косвенно в форме аллергических реакций, интоксикации, нарушений пищеварения.

Международное агентство по изучению рака (IARC) в 1990-х годах отнесло два вида печеночных сосальщиков, чрезвычайно близких к широко распространенному в России Opisthorchis felineus, к канцерогенам первой группы - самым мощным наряду с гепатитами С, В и вирусом папилломы.

Зарубежные исследования были проведены с печеночными паразитами, которыми в мире заражены не менее 56 миллионов человек. Но среди этих видов не было Opisthorchis felineus - его подробным изучением раньше не занимались.

Канцерогенные свойства этого паразита впервые начали исследовать в Институте цитологии и генетики в 2011 году.

"Эксперименты на золотистых хомяках (они являются традиционной лабораторной моделью для определения канцерогенных свойств печеночных сосальщиков) показали, что в очаге воспаления, где описторхи откладывают яйца и повреждают эпителий, возникают новообразования в виде гранулем. В клетках гранулем под воздействием органических веществ - нитрозаминов, которые обычно содержатся в организме человека, могут накапливаться нарушения клеточной ДНК, что и приводит к возникновению раковых клеток", - сказал замдиректора по научной работе института Вячеслав Мордвинов.

Нитритные соли широко используются в пищевой промышленности как стабилизаторы окраски копченостей и консерванты. Нитрозамины есть в продуктах длительного хранения (рыба, мясо, сыр и пиво) и в табачном дыме.

В овощах и фруктах встречаются нитраты, под воздействием микрофлоры в организме они тоже превращаются в нитриты. Однако в небольших количествах эти вещества сами по себе не приносят большого вреда здоровью.

Сибирские ученые в эксперименте использовали 200 золотистых хомяков одной генетической линии и статусом SPF (свободные от патогенной флоры).

Хомяки были разделены на четыре группы. Первая, контрольная, не подвергалась никаким воздействиям. Второй давали нитрозамины. Третья была заражена описторхами, а четвертая получила и паразитов, и нитрозамины.

"Уже на 12-й неделе эксперимента общей продолжительностью 40 недель анализ тканей (гистология) печени животных четвертой группы показал образование полипов, содержащих очаги злокачественных клеток, и рака желчных протоков (холангиокарцинома)", - сказал Мордвинов.

По его словам, ученые из университета Кхон Кхен (Таиланд) выяснили, что в некоторых тайских провинциях в 80% случаев зараженные описторхами люди заболевают раком печени. А среди больных раком печени в Таиланде зараженность описторхами составляет 100%.

Совместный эксперимент сибирских и тайских ученых на хомяках показал, что "российский" паразит существенно активнее "тайского" - очаги поражения формируются быстрее и проявляются ярче.

"Наши и зарубежные исследования подтверждают, что описторхоз нельзя рассматривать в медицинской практике как обычную паразитарную инфекцию, которую сегодня лечат однократным приемом антигельминтного препарата празиквантель, после чего пациент считается здоровым. Необходимо учитывать, что зараженные описторхами люди попадают в соответствующую группу риска", - заключил Мордвинов.

Отметим, что несколько месяцев назад яд, вызывающий рак печени, был обнаружен в китайском молоке. Заражение молока могло произойти из-за того, что коровам давали корм, который был инфицирован грибковой плесенью.