Астрономы предсказали побег гиперскоростных планет

Моделирование показало, что в центре нашей Галактики могут возникать одиночные беглые планеты, удаляющиеся из Млечного Пути на скорости до 4,5% от скорости света. Такие миры должны пересекать всю Галактику поперёк и уходить в межгалактическое пространство.

Если на покинувшей свою звезду планете действуют тектонические процессы, она сможет на какое-то время сохранять своё тепло, пока будет лететь сквозь галактику и за её пределы. Жители такой планеты окажутся настоящими межзвёздными путешественниками (иллюстрация David A. Aguilar/CfA).

Исследователи заинтересовались судьбой планет у двойных звёзд, подошедших близко к сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в центре Галактики (объект Стрелец A* — SgrA*). Предыдущие расчёты выявили, что сильная гравитация чёрной дыры способна разбить такую пару звёзд. При этом одна из них выйдет на близкую орбиту вокруг галактического центра, а вторая на высокой скорости улетит прочь.

Более того, подобные гиперскоростные светила уже обнаружены в галактическом гало. Такова, например, звезда SDSS J090745.0+024507, удаляющаяся по прямой от центра Млечного Пути с темпом 667 км/с (0,22% скорости света). А это вдвое выше, чем нужно, чтобы покинуть Галактику навсегда.

Теперь специалисты из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики и Дартмутского колледжа (Dartmouth College) определили: если у пары звёзд были планеты, то улетающее прочь солнце способно сохранить их у себя, а вот второй компаньон (остающийся у чёрной дыры), может их потерять.

Причём его планеты в таком случае приобретают огромные скорости. Как правило, это 3000-4500 км/с, но при благоприятных условиях они могут разогнаться и до 13 400 км/с. «Кроме субатомных частиц я не знаю, что ещё может покидать нашу Галактику так быстро, как эти беглые планеты», — говорит один из авторов исследования Идан Гинзбург (Idan Ginsburg). Результат этой работы будет опубликован в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Обнаружить подобные миры будет крайне сложно, но небольшой шанс есть. Ведь сумели астрономы найти в Млечном Пути самостоятельные планеты, правда, получившие эту свободу в результате иного процесса — выброса из нестабильных молодых солнечных систем.

Добавим, что существует ещё одна ситуация, в которой может быть рождён сверхскоростной объект. Несимметричный взрыв сверхновой может придать останкам (нейтронной звезде) поистине огромную скорость.