Астрофизикам удалось найти уникальную чёрную дыру, которая пережила уничтожение "своей" галактики

Группа астрофизиков из США и Австралии обнаружила уникальную черную дыру, пережившую уничтожение карликовой галактики. Открытие было сделано с помощью телескопа NASA Hubble, передает ИТАР-ТАСС.

Черная дыра, которой присвоили название HLX-1, расположена примерно в 290 миллионах световых лет от Земли. По данным ученых, она обладает массой, равной 20 тысячам масс Солнца. По космическим меркам ее можно отнести к разряду "середнячков". Сверхмассивная черная дыра, расположенная в центре нашей галактики Млечный Путь, к примеру, весит в четыре миллиона раз больше нашего светила.

HLX-1 окружена молодыми звездами и когда-то лежала по центру карликовой галактики. Последняя прекратила свое существование под воздействием другой, гораздо более крупной галактики, которая буквально разорвала ее на части. Астрофизики считают, что катаклизм привел к резкой компрессии межзвездного газа в окрестностях черной дыры, дав таким образом толчок к формированию новых звезд. Именно их и зафиксировали бортовые приборы Hubble.

Проведенные наблюдения позволяют говорить о том, что возраст этих звезд чуть меньше 200 миллионов лет. Примерно в этом временном отрезке и произошел катаклизм. "Возраст звездного скопления указывает на то, что черная звезда так называемой переходной массы когда-то располагалась по центру карликовой галактики. Позднее ее буквально поглотила более крупная галактика", - подчеркнул Шон Фаррелл из Института астрономии в Сиднее.

Он и его коллеги считают, что HLX-1 является переходным этапом на пути формирования сверхмассивных черных дыр. "Эта черная дыра уникальна в том, что она остается единственной известной нам черной дырой средних размеров. Ее редкость указывает на то, что подобные черные дыры остаются заметными для обнаружения в течение очень непродолжительного времени", - заявил один из участников группы Матье Сервиллат из Гарвард-Смитсонианского центра астрофизики.

По его мнению, изучение HLX-1 представляет для науки особый интерес с точки зрения расширения знаний о специфике эволюции и преобразовании черных дыр.

Черные дыры обладают столь гигантской массой, что все виды излучений, включая свет, буквально засасываются в их чрево. Черные дыры сами ничего не излучают, и поэтому их невозможно увидеть.

Однако ученые научились их обнаруживать по рентгеновскому излучению, которое рождается в их окрестностях, когда захваченное гравитационным полем черной дыры вещество начинает падать на нее все быстрее и быстрее, разогреваясь при этом до все более высоких температур.

Ранее немецкие учёные подтвердили, что в сердце нашей галактики находится гигантская чёрная дыра. Согласно результатам исследования немецких астрономов, опубликованного в научном издании Astrophysical Journal, расположенная в центре нашей галактики черная дыра в четыре миллиона раз тяжелее Солнца. Позже учёные выяснили, что чёрная дыра нашей галактики швыряется звездами, а также ежедневно поглощает астероиды.