Новый бюджет NASA сокращает вложения в марсианскую программу

Администрация президента США предложила проект бюджета NASA на 2013 год в размере $17,7 млрд, что несколько ниже 2012 года. При этом в бюджете предусматривается удвоение затрат на разработку  нового коммерческого пилотируемого космического корабля, доставляющего людей на Международную космическую станцию и обратно, а также существенно расширены инвестиции в разработку наследника космического телескопа Hubble.

Финансирование космической станции и разработок в области ракетостроения и создания аппаратов для исследования открытого космоса остаётся примерно на том же уровне, но объёмы весьма успешней программы исследования Марса будут резко сокращены, частично из-за возросшего финансирования других сфер деятельности.

Директор NASA Чарльз Болден (Charles Bolden) рассказывает о бюджете на 2013 отчётный год в Вашингтоне

Директор NASA Чарльз Болден (Charles Bolden) весьма оптимистично смотрит на новый $17,7-млрд бюджет, который позволит гораздо активнее исследовать солнечную систему, чем когда-либо ранее. «Несмотря на ограниченное финансовое окружение, этот бюджет позволит продолжить активную программу исследования космоса, одобренную президентом и двухпартийным большинством в Конгрессе», — отметил он. Бюджет отражает значительные изменения в различных сферах деятельности NASA, которые осуществятся в ближайшие месяцы.

$3 млрд будут потрачены на операции, связанные с Международной космической станцией, включая $1,3 млрд на доставку экипажей и грузов. Эта цифра включает стоимость запуска американских и других космонавтов на российских космических кораблях Союз.

$830 млн предусмотрены в бюджете на разработку частного космического корабля, способного доставлять космонавтов на космическую станцию и обратно, который бы позволил уменьшить или прекратить зависимость американцев в этом отношении от российских партнёров, существующую после сворачивания программы Шаттл. Ровно столько планировалось выделить и в 2012 году, но тогда Конгресс США сократил сумму вдвое, до $406 млн во время обсуждения бюджета. Как это отразится на коммерческой космической инициативе — покажет время.

Финансовый бюджет NASA 2013 года включает $1,88 млрд на создание новой ракеты-носителя сверхтяжёлого класса и наземных систем, а также $1 млрд на продолжающуюся разработку многоцелевого пилотируемого космического корабля Orion, который будет использоваться для возможных миссий в открытый космос на такие цели, как ближайшие  астероиды в середине 2020-х годов или орбита Марса в середине 2030-х.

США собирается создать сверхтяжёлую ракету-носитель для пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты, известную как SLS

Дорогостоящий космический телескоп James Webb, наследник Hubble, получит в 2013 году $628 млн, на $109 млн больше по сравнению с уровнем 2012 года, а научные миссии по изучению Земли и солнечной системы получат $1,8 млрд и $647 млн соответственно — в обоих случаях наблюдается небольшой рост затрат.

Но президентское предложение по бюджету 2013 года уменьшает масштабы программы NASA по изучению Марса, называя предлагаемые совместные с Европейским управлением космических исследований миссии слишком дорогостоящими. В целом объем финансирования марсианских научных программ сократится с 1,5 миллиарда долларов до $1,2 млрд. Планируются и дальнейшие сокращения финансирования вплоть до $1 млрд в 2017 году.

Если бюджет будет одобрен, то NASA придётся отказаться от участия в двух амбициозных миссиях по исследованию Марса, известных как ExoMars. В рамках ExoMars в 2016 году планируется запуск на орбиту Марса спутника и спуск на поверхность планеты стационарного метеорологического аппарата, а в 2018 году — доставка марсохода. Предполагается, что место США в программе может занять Россия, однако Роскосмос пока ничего не сообщал по этому поводу. Если подобное решение будет принято, то планы Роскосмоса сильно изменятся.

Проект ExoMars был официально открыт Европой в 2005 году

Глава NASA Чарльз Болден отмечает: «Мы должны были сделать сложный выбор. Это означает, что мы не будем продвигаться в рамках запланированных на 2016 и 2018 годы миссий ExoMars, которые мы подготавливали вместе с Европейским управлением космических исследований». Вместо этого NASA займётся подготовительными работами к следующим шагам по исследованию Марса, дабы иметь возможность воспользоваться преимуществами удобных для исследований окон, открываемых в 2018 и 2020 годах.

Президент организации Planetary Society Билл Ние (Bill Nye) считает, что приоритеты, зафиксированные в бюджете, отражают неверный путь развития NASA: «Наука —  часть NASA, которое проводит интересные и важные научные миссии. Космические корабли, отправляемые на Марс, Сатурн, Меркурий, Луну, кометы и астероиды, позволяют делать невероятные открытия, многие из которых должны быть сделаны в результате недавних запусков к Юпитеру, Луне и Марсу. Стране нужно больше роботизированных миссий по исследованию космоса, а не меньше».

Бывший заместитель директора NASA Эд Веллер (Ed Weiler) также раскритиковал в интервью CBS сокращение финансирования марсианской программы, отметив, что перед подготовкой высадки человека на красную планету необходимо знать о Марсе столько, сколько возможно, необходимо получить образцы грунта. Также он сказал, что добиться сотрудничества с Европой в деле освоения Марса (переговоры по слиянию программ были начаты два года назад) было довольно сложно, так что последние решения являются весьма странными.

Константин Ходаковский, 3DNews