У растений обнаружена циркадная защита от вредителей

Американские учёные выяснили, что растения сверяются со своими биологическими часами, чтобы загодя подготовиться к атаке вредителей и защититься от бактериальных инфекций.

Науке давно известно, что растения, как и практически все живые организмы на Земле, имеют внутренний хронометр, который позволяет им ощущать время независимо от условий освещения.

Героями данного исследования стали резуховидка Таля (Arabidopsis thaliana), растение семейства капустные, и гусеницы вида совка ни (Trichoplusia ni) (фото Tommy LaVergne/Rice University).

«Мы предположили, что некоторые гены, приводимые в действие в соответствии с циркадными ритмами, позволяют растениям предвидеть нападения насекомых во многом так же, как они ожидают восхода солнца», – рассказывает биохимик университета Райса Майкл Ковингтон (Michael Covington).

Одну половину растений с гусеницами-вредителями экспериментаторы оставили в естественном циркадном цикле, а другой организовали сбой биологических часов. Оказалось, что растения с неправильным хронометром не имеют против насекомых никаких шансов – их истребили полностью. Тем временем верные циркадные ритмы позволили обороняющейся стороне подготовить химическую защиту – нарастить производство гормона жасмоната.

«Гормональную оборону практикуют почти все растения. Понимание того, как они контролируют эти гормоны, важно для получения ответов на вопрос, почему некоторые вредители опаснее других. Это поможет в выработке новых стратегий борьбы с паразитами», – объяснил Вассим Чихаб (Wassim Chehab), один из авторов данной работы, детали которой раскрывает статья в PNAS.

Константин Болотов, Membrana.ru