Исследователи впервые нашли чужие планетарные кольца

Сенсацию принесло затмение звезды 1SWASP J140747.93-394542.6. Проанализировав кривую блеска, астрономы обнаружили не одно плавное падение и восстановление яркости, как было бы при транзите единичного объекта, а сложную систему провалов и пиков в световом потоке.

Кольца, найденные в чужой системе, столь велики, что при движении объекта по орбите вызвали затмение родной звезды, длившееся почти два месяца, считая от первых колебаний в яркости до последних (иллюстрация Michael Osadciw/ University of Rochester).

В самой глубокой части затмения свет блокировался на 95%. Прогнав на компьютере все версии, учёные пришли к выводу, что перед ликом звезды прошёл объект малой массы, украшенный насыщенной системой колец из пыли и каменистых обломков.

Звезда 1SWASP J140747.93-394542.6 относится к тому же типу, что и Солнце, но намного моложе его. Ей 16 миллионов лет. Расположена она на расстоянии 420 световых лет от Земли. Затмение, которое привлекло внимание специалистов, было отснято в 2007 году (а продолжалось оно 54 дня). И вот только теперь астрономы разобрались в полученных цифрах.

Что за объект кружит около светила, пока не ясно. Учёные только собираются провести измерения другим методом, чтобы оценить его массу.

Однако авторы открытия предполагают, что это может быть очень маленькая и тусклая звезда-компаньон (тогда кольцевую систему стоит признать протопланетным диском), либо коричневый карлик, либо планета-гигант (в последнем случае наблюдается аналогия с Сатурном).

Планеты-гиганты с кольцами должны существовать в Млечном Пути хотя бы по соображениям простой аналогии с Солнечной системой, которая вряд ли является каким-то невиданным исключением из правил. Но зарегистрировать такие кольца, в отличие от протопланетных пылевых дисков, астероидных и кометных колец около звёзд, – сложно. Тут не обойтись без удачи (иллюстрация с сайта wired.com).

Исследователи чётко выделили у таинственного объекта четыре главных кольца, получивших имена Rochester, Sutherland, Campanas и Tololo, по названию мест, где наблюдалось и изучалось данное примечательное затмение.

Эти кольца крупнее, чем у Сатурна. Радиус орбиты внешнего кольца составляет десятки миллионов километров. Для сравнения, недавно открытое очень слабое, но зато самое большое кольцо Сатурна обладает наружным радиусом порядка 18 млн км. А известные по учебникам яркие кольца той же планеты не выходят за радиус в полмиллиона километров.

Ещё в чужой кольцевой системе астрономы выявили два ярко выраженных пробела. Вероятно, за очистку материала в них отвечают некие объекты. Если компаньон 1SWASP J140747.93-394542.6 – тоже звезда, то речь идёт о возможных планетах (только формирующихся). А если обладатель роскошных колец – всё же газовый гигант, то дело в лунах.

Если это предположение верно, список далёких объектов с пометкой «впервые», по-видимому, можно будет пополнить и спутниками экзопланеты.