Обнаружен активный вулкан на Южном полюсе

Британские ученые опубликовали сегодня статью в научном журнале Nature Geoscience, согласно которой, вулкан в западной части Антарктики последний раз извергался около 2000 лет назад, но несмотря на это, он может быть все еще активным. Британские геологи отмечают, что когда антарктический вулкан извергался, то согласно международной шкале вулканической силы, его масштабы можно охарактеризовать, как "катастрофические". Извержение было такой силы, что столб дыма и выхлопов мог подниматься на высоту до 12 километров.

Большая часть Антарктики является сейсмически стабильной, однако западная часть материка пролегает через довольно крупный разлом в земной коре. Именно этот разлом приводит к выхлопам геотермальной энергии и вулканической активности.

Однако уникальность данного вулкана состоит в том, что он единственный на сегодня из известных, который полностью расположен подо льдом и там же в случае извержения осядет вся его лава. Британские ученые отмечают, что поверхность ледяной шапки Южного полюса и пик вулкана разделяют около сотни метров.

До сих пор геологам были известны лишь обычные вулканы, расположенные на земле и вулканы подводные, теперь же к ним прибавились и подледные вулканы.

Согласно данным исследований, диаметр вулкана у его подножия составляет около 500 километров, а его последнее извержение происходило в 207 году до н.э. Расположен уникальный вулкан возле гор Хадсона в Антарктике.

В статье отмечается, что обнаружен был вулкан в 2004-2005 годах, когда совместная группа британских и американских геологов при помощи метода радиолокации обнаружила аномальные отражения поверхности в заданном регионе на площади около 23 000 кв километров. В последствии эти отражения были интерпретированы как слой пепла и лавы.

Авторы публикации говорят, что когда вулкан извергался в последний раз, то его извержение с легкостью пробило толстую ледяную шапку и вырвалось наружу. Подобное извержение, по расчетам геологов, стало сильнейшим на Южном полюсе за последние 10 - 20 тысяч лет.

Кроме того, специалисты уверены, что после извержения в мировой океан вылилось несколько миллионов тонн пресной воды, возникшей в результате таяния льдов под действием раскаленной лавы.