На Плутоне замечены сложные углеводороды

Первый отражённый спектр Плутона в ультрафиолете принёс учёным сюрприз – сильные линии поглощения, свидетельствующие о присутствии на поверхности карликовой планеты целого ряда ранее не выявленных соединений.

Этот снимок Плутона был сгенерирован после обработки ряда отдельных кадров с «Хаббла». На диске видны лишь очень крупные детали (в сотни километров), но легко отметить основные особенности внешности планеты – большие тёмные и жёлто-оранжевые пятна (фото NASA, ESA, M. Buie/ Southwest Research Institute).

Астрономы использовали спектрограф COS орбитального телескопа Hubble, чтобы зафиксировать ультрафиолетовую «подпись» Плутона. Она показала особенности, скорее всего, соответствующие сложным углеводородам и/или нитрилам.

Поимка больших органических молекул важна, так как дополняет картину процессов на удалённом небесном теле. Авторы исследования предполагают: указанные соединения возникают при воздействии солнечных и космических лучей на льды Плутона, в том числе азотный, метановый и из монооксида углерода.

Планетолог Алан Стерн (Alan Stern) из Юго-западного исследовательского института (SwRI-Boulder), научный руководитель миссии New Horizons, говорит: «Это захватывающая находка, поскольку сложные углеводороды и другие молекулы, вероятно определяющие новые особенности УФ-спектра, могут, среди прочего, нести ответственность и за желтовато-красный оттенок Плутона».

Аппарат «Новые горизонты» должен прибыть к Плутону в июле 2015 года (иллюстрация JHUAPL/SwRI).

Астрономы также выявили существенные изменения в спектре Плутона по сравнению с измерениями, проведёнными «Хабблом» в 1990-х. Такие перемены могут быть связаны как с разными районами планеты, попавшими в объектив, так и с сезонными процессами. Последние, как стало недавно известно, вызвали даже резкое расширение атмосферы Плутона.

Подобные изменения на Плутоне развиваются на протяжении многих лет. И, по всей видимости, они ещё будут в разгаре, когда карликовой планете нанесёт визит американская межпланетная станция, летящая сейчас за орбитой Урана.

Положение зонда New Horizons на 23 декабря 2011 года (зелёная точка) (иллюстрация JHUAPL/SwRI).

Детали нового исследования опубликованы в Astronomical Journal. Кстати, в начале декабря телескоп «Хаббл» отметил своеобразное достижение – за 21 год жизни результаты его наблюдений послужили основой для 10 тысяч рецензированных научных статей.

Новые запуски и конкуренция. Какие у SpaceX планы на 2018-й годНовые запуски и конкуренция. Какие у SpaceX планы на 2018-й год