Астрономы нашли самую малую черную дыру

Масса находки в три раза уступает массе нашего Солнца.
Астрономы нашли самую малую черную дыру | Наука и Технологии | СЕГОДНЯ
Система IGR J17091-3624 расположена в направлении созвездия Скорпиона

Бинарную (двойную) систему из обычной звезды и объекта-кандидата на звание самой малой из известных ученым черных дыр открыли астрономы из Италии и Голландии. Они считают, что масса находки в три раза уступает массе нашего Солнца. Данный показатель близок к теоретическому минимуму, ниже которого существование этих экзотических астрономических объектов в принципе невозможно, сообщает ИТАР-ТАСС.

Система IGR J17091-3624 расположена в направлении созвездия Скорпиона на расстоянии от 16 тысяч до более 65 тысяч световых лет от Земли (световой год - это расстояние, которое за год преодолевает свет, распространяющийся со скоростью 300 тысяч км в секунду). Более точно назвать координаты астрономы пока не могут, учитывая крайнюю сложность обнаружения черных дыр. Они обладают столь гигантской массой, что никакие виды излучений, включая свет, не могут вырваться из "смертельной" хватки их гравитационного поля. Эти объекты ничего не излучают и поэтому их невозможно увидеть. Однако астрофизики научились их обнаруживать по рентгеновскому излучению, рождающегося в их окрестностях, когда захваченное гравитационным полем черной дыры вещество начинает падать на нее все быстрее и быстрее, и разогреваясь при этом до все более высоких температур.

Наличие в IGR J17091-3624 черной дыры ученые установили путем сравнения данных, полученных с помощью зонда НАСА "Росси", с информацией о хорошо знакомой науке бинарной системе GRS 1915+105. Последняя включает обычную звезду и черную дыру массой, равной около 14 солнечным. В последней наблюдается свыше дюжины устойчивых особенностей, семь из которых прослеживаются и в IGR J17091-3624. "Мы считаем, что большинство таких особенностей представляют собой повторяющиеся циклы накопления и выброса вещества из нестабильного диска (пыли и газа, затягиваемого в черную дыру). Семь таких признаков мы видим во второй системе", - пояснил Томазо Беллони из обсерватории в Мерате (Италия).

Речь идет о так называемом "сердцебиении" черной дыры, которая в силу ряда аномалий то поглощает вещество, то перестает. Этот цикл в системе GRS 1915+105 повторяется с интервалом каждые 40 секунд, а во второй системе - с интервалом до пяти секунд. Сравнение этого показателя позволило Беллони и его коллеге Диего Альтамирано из Университета Амстердама в Голландии получить представление о размере предполагаемой черной дыры в системе IGR J17091-3624. "Пульс у мыши бьется быстрее, чем у гигантского слона. Подобно этому, "сердцебиение" черных дыр зависит от их масс", - подытожил Альтамирано.

На видео засняли загадочное глубоководное существоНа видео засняли загадочное глубоководное существо