Солнце обвинили в раздевании Луны

Мощные выбросы с Солнца "стряхивают" с Луны от 100 до 200 тонн вещества за один-два дня.
Солнце обвинили в раздевании Луны | Наука и Технологии | СЕГОДНЯ
Нынешнее открытие поможет учёным лучше исследовать минералогический состав поверхности нашего спутника, фото AP

Поверхность Солнца постоянно выбрасывает в окружающее пространство огромное количество заряженных частиц, образующих так называемый солнечный ветер. Сталкиваясь с незащищённой атмосферой поверхностью Луны, они выбивают с неё часть вещества (процесс распыления).

Ранее астрономы считали, что такие корональные выбросы массы могут унести лишь незначительное количество материала с поверхности нашего спутника. Однако недавнее компьютерное моделирование, проведённое учёными из NASA, показало, что мощные выбросы "стряхивают" с Луны от 100 до 200 тонн вещества за один-два дня.

Конечно, по сравнению с общей массой спутника, это совсем немного. Да и микрометеориты, метеоры и солнечный ветер, падающие на спутник, регулярно пополняют запасы вещества. Тем не менее, объёмы не маленькие.

В пресс-релизе NASA астрономы пишут, что всё дело, вероятно, в том, что один мощный выброс генерирует облако заряженных частиц, которое движется со скоростью миллион километров в час, имеет массу порядка миллиарда тонн и его размеры в несколько раз превышают земные.

Если обычный солнечный ветер состоит в основном из протонов (атомов водорода без электронов), то мощный корональный выброс также содержит тяжёлые ионы (гелия, кислорода и даже железа). Врезаясь в поверхность Луны, они способны выбить большее количества поверхностного материала (на высоту до 20-50 километров).

90% выброшенных частиц сбегают в окололунное пространство, где ионизируются и уносятся в космос вместе с солнечным ветром, рассказала National Geographic Розмари Киллен (Rosemary Killen). "Материал выбрасывается в атомной форме. О метеоритах или метеоритном дожде речи не идёт", - говорит исследовательница.

Корональные выбросы массы случаются на Солнце особенно часто в периоды максимума солнечной активности. Астрономы полагают, что нынешнее открытие поможет учёным лучше исследовать минералогический состав поверхности нашего спутника.

Следующий солнечный максимум должен прийтись на 2013 год. Как раз в этом году к Луне стартует спутник Lunar Atmosphere And Dust Environment Explorer (сокращённо LADEE). Если нынешнее компьютерное моделирование верно, то сенсоры аппарата должны будут поймать выбитое вещество.