Учёные: жабы чувствуют приближение землетрясения по изменениям в составе грунтовых вод

Животные могут чувствовать приближение землетрясения через изменения в химическом составе грунтовых вод. Это, по мнению ученых, может быть причиной странного поведения животных, связываемого с землетрясениями.

Специалисты начали исследовать химические изменения перед природным катаклизмом после того, как в 2009 году в итальянском городе Аквила из пруда исчезла целая колония жаб – за несколько дней до разрушительного землетрясения.

Теперь ученые пытаются использовать поведение животных для прогнозирования землетрясений, сообщает Би-Би-Си.

Ученые описывают механизм взаимодействия грунтовых вод с элементами, которые появляются в результате сдавливания горных пород в земной коре.

Животные, живущие в естественных водоемах или рядом с ними, очень чувствительны к изменениям в химическом составе воды, и потому могут чувствовать приближение подземного толчка за несколько дней до того, как он произойдет.

Исследователи во главе с Фредеманном Фройндом из американского аэрокосмического агентства НАСА и Рейчел Грант из британского Открытого университета надеются, что их гипотеза подтолкнет биологов и геологов к совместной работе над выяснением точного механизма, который позволил бы при помощи животных выявить признаки землетрясения.

Лягушки Аквилы - не единственный пример странного поведения животных перед крупным сейсмическим событием. История знает немало случаев, когда рептилии, земноводные и рыбы начинали вести себя необычно перед подземным толчком.

В 1975 году в китайском городе Хайчен, по словам очевидцев, змеи стали массово выползать из своих нор за месяц до того, как произошло крупное землетрясение.

Такое поведение было тем более странно, что происходило все во время зимы при минусовых температурах, когда змеи должны были находиться в спячке, и, выползая наружу, фактически обрекали себя на верную смерть.

Однако каждый из этих фактов – с выползающими из нор змеями, покидающими пруд земноводными и глубоководными рыбами, выплывающими на поверхность океана, - относился к отдельному событию.

Крупные землетрясения очень редки, и потому практически невозможно подробно изучить обстоятельства, которыми они сопровождались. И вот здесь случай с жабами Аквилы играет особую роль.

Биолог Открытого университета Рейчел Грант наблюдала за колонией жаб в рамках своей докторской диссертации. Она вспоминает, что все 96 жаб, населявшие пруд, исчезли в течение трех дней.

Грант опубликовала свои наблюдения в научном журнале Journal of Zoology. "После этого мне позвонили из НАСА", - сказала она.

Ученые из аэрокосмического агентства США изучали химические изменения, возникающие в ситуации, когда каменные породы подвергаются высокому давлению. Они хотели выяснить, не связаны ли эти изменения с массовым исходом жаб.

Лабораторные опыты показали, что эти два процесса могут быть взаимосвязаны, а земная кора непосредственно воздействует на химический состав воды в пруде, где живут и размножаются жабы.

Геофизик НАСА Фредеманн Фройнд рассказал, что, когда скальные породы подвергаются большому давлению тектонических сил, обычно незадолго до землетрясения, они выделяют заряженные частицы.

Заряженные частицы, объяснил доктор Фройнд, достигают поверхности Земли, и, взаимодействуя с молекулами воздуха, превращают их в ионы. "Известно, что положительно заряженные ионы воздуха вызывают головную боль и тошноту у людей, а также рост уровня серотонина, гормона стресса, в крови у животных", - сказал он. Ионы также могут взаимодействовать с молекулами воды, превращая их в перекись водорода.

Подобные химические реакции могут влиять на органические вещества, растворенные в грунтовых водах, превращая их в ядовитые смеси, токсичные для животных, живущих в воде.

Ученые признают, что механизм взаимодействия очень сложен и нуждается в тщательной проверке.

Отметим, что за несколько месяцев до землетрясения в Японии японские рыбаки с удивлением вылавливали сетями глубоководную ремень-рыбу. Эта длинная и тонкая обитательница океана, похожая на змею, обычно не поднимается на глубину выше 200 метров.

Именно она массово всплывала перед чилийским и тайванским землетрясениями в прошлом году. Согласно японским легендам, рыба-ремень всплывает, только чтобы предупредить о надвигающемся землетрясении.

Ученые объясняют это явление тем, что донные рыбы, особенно сомы, действительно хорошо чувствуют малейшее колебание дна.