Канадских лесорубов сделали врагами глобального потепления

Группа исследователей из США и Канады показала, что обезлесение в высоких широтах может приводить не к потеплению, а к похолоданию. Статья исследователей появилась в журнале Nature.
Расположение станций, данные которых использовались в исследованиях. Иллюстрация авторов работы

В начале 2000-х климатологи теоретически предсказали, что уничтожение лесов, вопреки устоявшемуся мнению, не обязательно приводит к потеплению, по крайней мере на относительно небольших масштабах. В частности, непосредственно в обезлесенных районах в высоких широтах средняя температура может снижаться из-за увеличения альбедо (отражающей способности) земной поверхности.

В рамках нового исследования ученые впервые собрали экспериментальные доказательства предложенной гипотезы, а также получили количественные показатели такого похолодания. Используя данные температурных наблюдений метеостанций по всей территории Канады и США (исследования проводились только в северном полушарии планеты).

В результате им удалось установить, что для широт свыше 45 градусов наблюдается предсказанное учеными похолодание. При этом разница в обезлесенных районах и покрытых лесом для этих широт составляет 0.85 кельвина (с погрешностью в 0,44 кельвина). Для полосы между 35-й до 45-й параллелями северной широты аналогичный показатель составляет 0,21 кельвина, однако из-за погрешности в 0,53 кельвина говорить о похолодании нельзя.

В свою очередь для широт меньше 35 градусов в целом в обезлесенных районах наблюдается потепление. Сами ученые отмечают, что для достоверной оценки разного рода климатических эффектов такого, как представлено у них в работе рода, необходимо использовать совершенно новые технологии мониторинга параметров окружающей среды.