Биологи причислили креветок к шелкопрядам

Учёные открыли, что креветки производят волокна, которые напоминают одновременно и паучий шёлк, и ряд других естественных нитей. Животные используют эти липкие нити для того, чтобы собирать свои домики из разного хлама.

Производимая в ногах креветок нить всё время остаётся под водой, а потому создана, чтобы противостоять этой среде. Перед нами пример природной высокоспециализированной инженерной разработки (фото с сайта bbc.co.uk).

Героями нового исследования стали креветки вида Crassicorophium bonellii. Выяснилось, что они способны выпускать липкие и стойкие к солёной воде волокна из протоков на своих ногах.

Причём по химии эти нити оказались в чём-то сходны с «биоцементом», помогающим закрепляться на скалах морским жёлудям, а по способу производства сходство нашлось в аналогичных системах пауков.

Волокна, выдаваемые креветками, ещё не до конца изучены биологами. Но уже известно, что нити представляют собой смесь мукополисахаридов и белков, производимых железами двух типов.

В секреторных ногах креветки авторы исследования нашли целую систему канальцев, заканчивающихся камерой, где происходит смешение ингредиентов и плетение волокнистой нити. За счёт механического и химического изменения здесь нить обращается в тот самый стойкий и прочный продукт, что креветка выдаёт на выходе.

Эта нить для подводной обитательницы Crassicorophium bonellii является строительным материалом. «Она использует волокна, чтобы связывать части своего дома, — рассказывает один из авторов исследования, профессор Фриц Волларт (Fritz Vollrath) из Оксфорда (University of Oxford). — Креветка применяет песчинки, кусочки растительности, водоросли, даже собственные фекалии». (Кстати, Волларт известен нам по исследованиям шёлка тутовых шелкопрядов и пауков.)

Изучая креветочные волокна на молекулярном уровне, биологи и химики намерены провести параллели, чтобы подробнее разобраться и с удивительным материалом пауков, и с крепким клеем ряда морских жителей.

А это поможет учёным в разработке работающего в воде клея для подводных конструкций или в поиске способов предотвращения обрастания подводных частей судов и морских сооружений, а также в создании лёгких и прочных конструкционных материалов «по биологическим лекалам».

В этом плане новая работа удачно ложится в цикл исследований секретов гекконов и мидий, тарантулов, а также в ряд примеров создания гибридов шёлка с паутиной и паутины со стеклом.

Детали нынешней работы можно найти в статье в журнале Naturwissenschaften.